Руководитель Центра: Левушкин Сергей Петрович – доктор биологических наук, профессор
В состав Центра мониторинга здоровья входят две лаборатории:
- Лаборатория мониторинга здоровья детей и подростков.
Сотрудники:
Жуков Олег Федорович – заведующий лабораторией, кандидат педагогических наук, доцент;
Скоблина Наталья Александровна - доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник;
Блинков Сергей Николаевич - кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник;
Мищенко Ирина Александровна - кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник;
Мещеряков Алексей Викторович - кандидат биологических наук, доцент, старший научный сотрудник;
Сечин Дмитрий Иванович - кандидат биологических наук, старший научный сотрудник;
Малиева Елена Игоревна - младший научный сотрудник.
- Лаборатория цифровых технологий диагностики здоровья.
Сотрудники:
Лях Владимир Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, зав. лаб.
Левушкин Сергей Петрович, доктор биологических наук, профессор, главный научный сотрудник.
Лаптев Алексей Иванович - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник;
Фесенко Мария Сергеевна - кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник;
Соловьева Екатерина Викторовна - научный сотрудник;
Лопатина Елена Игоревна – аналитик.
Основные направления деятельности Центра мониторинга состоят в:
- решение задач, стоящих перед ФГБНУ «ИВФ РАО» в области научной, образовательной, кадровой и административной политики, развитии инфраструктуры, международной деятельности;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, участие в выполнении государственного задания, а также международных и всероссийских научных и культурно-просветительских программ и проектов;
- формирование и развитие новых научных направлений, проектов, образовательных программ в сфере мониторинга здоровья и физкультурно-оздоровительных технологий в рамках государственного задания и внебюджетной деятельности Учреждения;
- разработка и внедрение алгоритмов, методик и технологий определения и оценки физического состояния детей и подростков;
- разработка и внедрение методик и технологий, направленных на повышение функциональных возможностей и оптимизацию физического состояния детей и подростков;
- разработка методологии мониторинговых исследований состояния физического здоровья детей и подростков и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
-разработка, апробация и внедрение научно-методического обеспечения популяционного мониторинга состояния физического здоровья, физического развития, двигательной подготовленности учащихся;
- экспертно-аналитическая деятельность в области определения и оценки здоровья детей и подростков, а также разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных технологий;
- разработка комплексных систем оценки различных компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- создание информационно-аналитических систем, направленных на мониторинг различных компонентов физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций;
- Проведение курсов повышения квалификации педагогических и других работников, занятых осуществлением мониторинга физического здоровья учащихся;
- подготовка аналитических материалов по результатам динамических исследований состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей и подростков.
- Васильев О.С., Левушкин С.П., Ачкасов Е.Е., Лях В.И. Мышечный гипертонус в видах двигательной активности, связанных с искусством движения//Теория и практика физической культуры. -2021.-№ 4. -С. 75-77
- Левушкин С.П., Жуков О.Ф. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании школьников// Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 1. -С. 49
- Левушкин С.П., Жуков О.Ф. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании школьников// Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 1. -С. 49
- Сонькин В.Д., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Левушкин С.П. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным популяционного исследования //Человек. Спорт. Медицина – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 71-79.
- Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Скоблина Н.А. Тенденции изменений показателей физического развития детей, подростков и молодежи в конце ХХ века и начале ХХI века (обзор) // Теория и практика физической культуры – 2021. – № 11. – С. 56-59
- Козлов А.В. Взаимосвязь интенсивности накопления пульсового долга со скоростью образования кислородного запроса и накопления лактата в крови при выполнении предельных циклических упражнений различной продолжительности / А. В. Козлов, А.Н. Блеер, С.П. Левушкин, В. Д. Сонькин // Спортивная медицина: наука и практика. – 2022. - № 3 (Scopus, ядро РИНЦ).
- Левушкин С.П. Популяционный мониторинг физического здоровья школьников / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин, О.Ф. Жуков, О.И. Парфентьева, Е.В. Соловьева / Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022. - № 1. - С. 34-35. (РИНЦ)
- Левушкин С.П. Индекс массы тела у Российских школьников во втором десятилетии XXI века / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Н.А. Скоблина, Е.В. Скоблина // Российский вестник гигиены. 2022. - № 1. - С. 10-14. (РИНЦ)
- Левушкин С.П. Физическое развитие младших школьников Москвы и Архангельска по результатам общероссийского мониторинга / С. П. Левушкин, О. Ф. Жуков, Н. А. Скоблина, Д.М. Федотов // Теория и практика физической культуры. – 2022. – № 9. – С. 84-88. (Scopus, ядро РИНЦ)
- Лях В.И. Изменения в кондиционно-моторной сфере учащейся молодежи за 120 лет обзор / В. И. Лях, С.П. Левушкин, И.Ю. Михута // Человек. Спорт. Медицина. Т. 22. - № 1, 2022. - С 129-141. (WOS, Scopus, ядро РИНЦ)
- Милушкина О.Ю. Создание региональных нормативов физического развития школьников Москвы и Московской области (краткое сообщение) / О.Ю. Милушкина, С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Н.А. Скоблина, Е.В. Скоблина // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание, 2022. Т. 16. - № 5. - С. 71-73. (ВАК)
- Попов В.И. Многолетняя динамика физического развития детей России / В.И. Попов, И.Б. Ушаков, С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Н.А. Скоблина // Экология человека. - 2022. Т.2 - № 1. С. 119-128. (Scopus, ядро РИНЦ)
- Сонькин В.Д., Левушкин С.П., Парфентьева О.И., Соловьева Е.В. Метод индексов в анализе физической подготовленности // Теория и практика физической культуры. 2022. - № 4. - С. 82-83. (Scopus, ядро РИНЦ)
- Лях В.И. Тенденции изменений показателя индекса массы тела у детей, подростков и молодежи в конце ХХ – начале ХХI века / В.И. Лях, С.П. Левушкин, Н.А. Скоблина // Вопросы практической педиатрии, 2022. – Т.17.- № 1. – С. 185-189 (Scopus, ядро РИНЦ)
- Милушкина О.Ю. Региональные сценарии роста и развития Российских школьников в 2020 – х годах /О.Ю. Милушкина, С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Н.А. Скоблина, Е.В. Скоблина // Вестник новых медицинских технологий, 2022. – Т.16. - № 6. – С.60-63 (ВАК)
Методические пособия и рекомендации.
- Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Лапицкая Е.М. Определение физического развития и двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации. 2021 г – 75 с.
- Левушкин, С.П. Нормативы физического развития обучающихся общеобразовательных организаций / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Н.А. Скоблина, Д.И. Сечин. – Москва: ИВФ РАО, 2022 – 125 с.
- Левушкин, С.П. Нормативы физической подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, Д.И. Сечин, М.С. Фесенко, Е.В. Соловьева. - Москва: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2022 - 44 с.
- Левушкин С.П. Организация и проведение мониторинга физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций / С.П. Левушкин, О.Ф. Жуков, В.Д. Сонькин, Н.А. Скоблина. – М.: ИВФ РАО, 2022 – 98 с.
Основные направления деятельности Центра мониторинга состоят в:
- решение задач, стоящих перед ФГБНУ «ИВФ РАО» в области научной, образовательной, кадровой и административной политики, развитии инфраструктуры, международной деятельности;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, участие в выполнении государственного задания, а также международных и всероссийских научных и культурно-просветительских программ и проектов;
- формирование и развитие новых научных направлений, проектов, образовательных программ в сфере мониторинга здоровья и физкультурно-оздоровительных технологий в рамках государственного задания и внебюджетной деятельности Учреждения;
- разработка и внедрение алгоритмов, методик и технологий определения и оценки физического состояния детей и подростков;
- разработка и внедрение методик и технологий, направленных на повышение функциональных возможностей и оптимизацию физического состояния детей и подростков;
- разработка методологии мониторинговых исследований состояния физического здоровья детей и подростков и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
-разработка, апробация и внедрение научно-методического обеспечения популяционного мониторинга состояния физического здоровья, физического развития, двигательной подготовленности учащихся;
- экспертно-аналитическая деятельность в области определения и оценки здоровья детей и подростков, а также разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных технологий;
- разработка комплексных систем оценки различных компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- создание информационно-аналитических систем, направленных на мониторинг различных компонентов физического здоровья обучающихся общеобразовательных организаций;
- Проведение курсов повышения квалификации педагогических и других работников, занятых осуществлением мониторинга физического здоровья учащихся;
- подготовка аналитических материалов по результатам динамических исследований состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей и подростков.
В 2023 году сотрудниками Центра планируется участие в реализации проекта «Мониторинг физического здоровья школьников на основе разработки и внедрения инновационных технологий оценки и контроля морфофункциональных перестроек организма учащихся», который выполняется в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации с целью разработки, апробации и внедрения научно-методического обеспечения популяционного мониторинга состояния физического здоровья, физического развития, двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций.
Задачи деятельности Центра мониторинга здоровья на 2023 год:
- Разработка информационно-аналитической системы мониторинга здоровья обучающихся общеобразовательных организаций.
- Проведение популяционных исследования физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости в общеобразовательных организациях различных регионов РФ.
- Проведение комплексных лонгитюдных исследований физического развития, двигательной подготовленности, мышечной работоспособности и заболеваемости детей 2-6 классов экспериментальных площадок, организованных на базе общеобразовательных организаций.
- Подготовка аналитических материалов «Результаты динамических исследований физического развития, двигательной подготовленности и заболеваемости обучающихся общеобразовательных организаций за период с 2021 по 2023 годы».
- Подготовка аналитических материалов «Результаты лонгитюдного исследования физического развития, двигательной подготовленности, мышечной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы и заболеваемости детей и подростков» за период с 2021 по 2023 годы.
- Разработка алгоритмов персонализированной оценки структуры энергообеспечения мышечной деятельности обучающихся старших классов на основе применения эргометрической модели G. Müller с помощью двухнагрузочного бегового теста.
- Разработка нормативов физического развития и двигательной подготовленности школьников не менее 5 регионов РФ.
- Проведение курсов повышения квалификации с организаторами и участниками проведения мониторинга здоровья по программе «Мониторинговые исследования здоровья обучающихся и здоровьесберегающей среды в образовательных организациях».
- Разработка методических рекомендаций «Создание здоровьесберегающих условий обучения детей и подростков».