Заведующий лабораторией:
Макарова Людмила Викторовна, кандидат медицинских наук
Сотрудники лаборатории:
Войнов Виктор Борисович, доктор биологических наук, главный научный сотрудник
Параничева Татьяна Михайловна, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник
Лукьянец Галина Николаевна, кандидат биологических наук, ведущий аналитик
Орлов Кирилл Викторович, научный сотрудник
Тюрина Елена Владимировна, научный сотрудник
Шибалова Мария Сергеевна, лаборант
Криволапчук Иван Игоревич, лаборант-исследователь
Контакты: lv.makarova@ivfrao.ru (Макарова Людмила Викторовна)
Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем:
- адаптация детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития,
- исследования физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса,
- комплексная оценка функционального состояния организма детей в процессе образовательной деятельности
- исследование физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности.
- исследование особенностей школьного и внешкольного режима дня и образа жизни современных школьников
Наиболее значимые публикации лаборатории 2020-2022 гг.
- Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В. Факторы, влияющие на физическое развитие детей (аналитический обзор) // Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии - 2022.- N 1. – С.75-99.
- Тюрина Е.В., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Лезжова Г.Н., Орлов К.В., Новолодская Г.В. Использование интерактивной доски в учебной деятельности пятиклассников. Гигиеническая оценка // Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии - 2022.- N 1. – С.37-55.
- Парфентьева О.И., Бондарева Э.А., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Факторы, влияющие на моторное развитие современных детей 5 – 10 лет// российский журнал физической антропологии. - 2022.- №1.- С. 7-34.
- Безруких М.М., Лукьянец Г.Н. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Орлов К.В., Тюрина Е.В. Профессиональные компетенции педагогов в условиях цифровизации образования // Ценности и смыслы. - 2022, № 4 (80). С. 82-98.
- Левушкин С.П., Макарова Л.В., Орлов К., Параничева Т.М., Сонькин В.Д. Двигательная деятельность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования// Спортивно-педагогическое образование. – 2022 - №4.- С.21-42
- Безруких М.М., Лукьянец Г.Н. Макарова Л.В., Параничева Т.М., Тюрина Е.В., Шибалова М.С., Орлов К.В. Использование электронных устройств во внеурочное время обучающимися начальной школы// Отечественная и зарубежная педагогика. -2022 - Т. 1, № 5 (87). – С.46-63.
- Сонькин В.Д., Параничева Т.М., Макарова Л.В., Орлов К.В., Левушкин С.П. Возрастная динамика двигательных возможностей школьников 8-17 лет по данным популяционного исследования//Человек. Спорт. Медицина. 2021. Т. 21. № 1. С. 71-79.
- Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Васильев О.С., Тюрина Е.В. Физиолого-гигиенические аспекты организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 (по результатам опроса родителей и школьников)// Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии. - 2021.- N 1. – С.33-49.
- Безруких М.М., Войнов В.Б., Криволапчук И.А., Макарова Л.В., Макеева А.Г., Орлов К.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Сонькин В.Д., Филиппова Т.А. Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций Российской Федерации. Результаты анкетирования образовательных организаций (июнь 2021 года)// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающая деятельность образовательных организаций: проблемы и решения». – М.: ФГБНУ «ИВФ РАО», 2021. [Электронное издание] - С.16-54.
- Параничева Т.М., Макарова Л.В., Тюрина Е.В., Лукьянец Г.Н., Орлов К.В., Лезжова Г.Н. Отношение участников образовательного процесса к информационно коммуникационным технологиям// Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии. - 2020.- N 2. – С.51-62.
- Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н., Параничева Т.М., Шибалова М.С. Особенности учебной, внеучебной нагрузки и режима дня учащихся пятых классов московской школы // Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии. - 2020.- N 3. – С.121-132.
- Макарова Л.В., Параничева Т.М., Лукьянец Г.Н., Безруких М.М., Тюрина Е.В., Орлов К.В. Знание педагогами школ физиолого-гигиенических основ эффективной организации образовательной деятельности.// Альманах «Новые исследования» - М.: Институт возрастной физиологии. – 2020.- № 4 (64). – С.23-45.
Учебники:
- Медико-биологические и социальные основы здоровья детей дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Голубев, Л.В. Макарова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 272 с. ISBN: 978-5-4468-9211-2
Учебно-методические пособия и методические рекомендации:
- Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий / Составители: Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М. – М., 2020.
Лаборатория продолжает традиции сектора школьной гигиены, с организации которого и началась история Института в 1944 г. Эти традиции были заложены известными отечественными гигиенистами – профессорами Н.А. Семашко, С.Е. Советовым, А.Г. Цейтлиным, П.М. Ивановским, Л.А. Сыркиным и др. В лаборатории трудились виднейшие специалисты в области школьной гигиены: доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО Мета Васильевна Антропова и доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки Людмила Александровна Леонова.
М.В. Антропова одной из первых стала проводить широкие научные исследования в условиях естественного эксперимента. Результаты выполненных под ее руководством работ позволили установить закономерности динамики умственной работоспособности школьников в зависимости от разных факторов. Большой заслугой Меты Васильевны является гигиеническое обоснование условий обучения «шестилеток». Цикл работ М.В. Антроповой посвящен вопросам учебных перегрузок старшеклассников, оценке инновационных методов обучения школьников разных возрастных групп. Широкую известность получили ее работы по определению и стандартизации физического развития детей и подростков. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков на протяжении нескольких десятков лет проводились ею в разных городах и республиках СССР, в Москве и Московской области, а исследования в пос. Глухово Московской области, являлись продолжением наблюдений, начатых в 1879-1885 гг. Ф.Ф. Эрисманом.
Л.А. Леонова являлась основателем новых научных направлений по изучению здоровьесберегающих условий использования ПЭВМ в учебном процессе и формированию профпригодности подростков.
Лаборатория на протяжении всех лет занималась изучением самых актуальных проблем образования – исследованием физиолого-гигиенических основ формирования профессиональной пригодности подростков, гигиенической оценкой внешнего оформления учебников, гигиеническим обоснованием условий обучения школьников малокомплектных сельских школ, сравнительной оценкой различных педагогических систем – развивающего, индивидуально-дифференцированного и традиционного обучения. Лаборатория стояла у самых истоков изучения особенностей использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе школьников и детей дошкольного возраста и их влияния на организм детей. Сотрудники лаборатории принимали участие в разработке гигиенических требований к организации работы с использованием компьютеров для детей разного возраста. Большинство этих направлений остаются в центре внимания лаборатории и в настоящее время.
В 2023 году выполняются исследования по 3 проектам:
- Проект: «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»
- Проект: «Физиолого-гигиенические особенности адаптации обучающихся начального общего образования к учебным нагрузкам в современных условиях обучения»
- Проект «Школьная медицина: разработка модели первичной профилактики факторов риска современной образовательной среды»