Структура лаборатории
Основные направления исследований
Публикации
Описание деятельности лаборатории

Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности

Заведующая лабораторией:

 

 

Мачинская Регина Ильинична, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

 

 

 

 

Сотрудники:

  1. Курганский Андрей Васильевич, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник
  2. Корнеев Алексей Андреевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
  3. Захарова Марина Николаевна, старший научный сотрудник
  4. Талалай Илья Витальевич, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
  5. Ломакин Дмитрий Игоревич, научный сотрудник
  6. Каюмов Денис Данисович, научный сотрудник

 

Контакты: regina_home@inbox.ru

  1. Выявление основных закономерностей формирования мозгового обеспечения когнитивной деятельности и регуляции поведения у детей и подростков от 3 до 16 лет. В последние 5 лет исследования лаборатории сосредоточены на изучении формирования мозговых механизмов произвольной организации ментальной деятельности и поведения (управляющих функций мозга)
  2. Выявление нейрофизиологических факторов риска учебной и социальной дезадаптации в предшкольном, младшем школьном и подростковом возрасте
  3. Разработка методологии междисциплинарной (нейропсихологической и нейрофизиологической) оценки индивидуальных особенностей познавательного развития детей и подростков в возрасте от 3 до 16 лет. В основе методологии – сопоставление ЭЭГ показателей индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных структур мозга с нейропсихологическими показателями эффективности различных компонентов когнитивной деятельности. Теоретическая основа разрабатываемого подхода – принцип динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия
  4. Разработка системы (батареи) компьютеризированных тестов для количественной оценки управляющих функций (внимания, рабочей памяти, когнитивного планирования, когнитивного торможения и переключения между когнитивными задачами) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Цель этих исследований – создание базы данных и системы стандартизированных оценок индивидуальных особенностей УФ для использования школьными психологами и специалистами центров диагностики и развития детей.

Основные публикации сотрудников лаборатории за 2020 – 2023 гг.

Монографии

Мачинская Р.И., Курганский А.В., Фарбер Д.А., Горев А.С., Захарова М.Н., Ломакин Д.И., Корнеев А.А. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы / Под ред. Р.И. Мачинской и Д.А. Фарбер — М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. — 616 с. — DOI: 10.51944/9785977010122

Наиболее значимые публикации лаборатории за 2020-2022 г.

  1. Курганский А.В., Ломакин Д.И., Корнеев А.А., Мачинская Р.И. Мозговая организация рабочей памяти при отсроченном копировании ломаной линии: анализ потенциалов, связанных с императивным сигналом // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова -2022. - Т. 72, № 3 - с. 387-404.
  2. Корнеев А.А., Ломакин Д.И., Курганский А.В., Мачинская Р.И. Удержание вербальной и невербальной серийной информации в рабочей памяти // Психология. Журнал Высшей школы экономики - 2022. - Т. 19, № 2. - С. 87–106.
  3. Захарова М.Н., Мачинская Р.И., Агрис А.Р. Управляющие функции мозга и готовность к систематическому обучению у старших дошкольников // Культурно-историческая психология - 2022. - Том 18. - № 3. С. 81–91.
  4. Захарова М.Н., Агрис А.Р. Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием управляющих функций мозга у старших дошкольников // Физиология человека. - 2023. - Том 49, №3 – С. 1-10.
  5. Курганский А.В. Оценка управляющих функций у детей 3-6 лет: состояние, проблемы и перспективы // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2021. – Т.1, № 4. – С. 454–469.
  6. Цехмистренко Т.А. Морфофункциональный подход в изучении особенностей префронтальной коры у подростков //Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.  Павлова – 2021. – Т. 71. – № 5. – С. 591-604
  7. Tsekhmistrenko, T.A., Mazloev, A.B. & Obukhov, D.K. Developmental сhanges in the thickness of the cortex and its layers in the paramedian lobule of the cerebellum in children// Neurosci Behav Physi – 2021. – №51. – P.541–545.
  8. Kurgansky A.V., Lomakin D.I., Machinskaya R.I. Resting-state network in adolescents with poor behavior regulation. An analysis of effective cortical connectivity in EEG source space // Журнал высшей нервной деятельности - - Т. 70, № 6. – С.723–737.
  9. Мачинская Р.И., Захарова М.Н. Ломакин Д.И. Регуляторные системы мозга у подростков с признаками девиантного поведения. Междисциплинарный анализ// Физиология человека. - 2020 -Т. 46. № 3. - С. 37-55

Лаборатория создана в 1964 году Деборой Ароновной Фарбер, доктором биологических наук, профессором, академиком Российской академии образования – основателем научной школы и отдельного направления возрастной физиологии – нейрофизиологии развития познавательной деятельности ребенка.

Деятельность лаборатории в области фундаментальных научных исследований направлена на изучение закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивных функций у детей разного возраста и подростков. Когнитивные функции включают в себя обширный спектр операций преобразования информации: ее получение по сенсорным каналам, избирательную обработку и анализ различной степени сложности, занесение в память и извлечение из памяти, а также процессы регуляции обработки информации – различные виды внимания, планирования деятельности, принятие решений.

Знания основных закономерностей формирования мозговых механизмов когнитивной деятельности ребенка в процессе его индивидуального развития востребованы для решения актуальных вопросов воспитания, обучения и охраны здоровья детей, начиная с раннего периода развития и до достижения зрелости. Их значимость определяется необходимостью соответствия программ обучения, а также требований, предъявляемых к ребенку для их освоения, уровню развития базовых когнитивных процессов и функциональным возможностям ребенка.

Прикладные исследования лаборатории посвящены выявлению нейрофизиологических факторов трудностей обучения и проблем регуляции поведения у детей разного возраста и подростков.

Методологической основой фундаментальных и прикладных исследований лаборатории является представление о мозговых механизмах познавательных процессов как многокомпонентных функциональных системах (распределенных нейронных сетях), формирующихся в процессе активной деятельности для реализации ее целей и задач. В соответствии с функциональной классификацией структур мозга, предложенной А.Р. Лурия, и на основе данных современных нейрофизиологических исследований когнитивных процессов в структуре функциональных мозговых систем выделяются информационные составляющие, обеспечивающие обработку значимой модально-специфической информации и регуляторные составляющие, обеспечивающие изменения общего уровня активности, избирательную регуляцию, организацию и контроль деятельности. Регуляторные системы мозга осуществляют настройку нейронных сетей коры на обработку значимой для субъекта информации и подготовку к реализации программы действий. В состав регуляторных систем входят глубинные модулирующие структуры мозга, ассоциативные зоны коры и связи между ними. Информационные составляющие – это нейронные сети, основная функция которых состоит в обработке и интеграции качественно-специфичной информации. Основными свойствами функциональных систем мозга является их пластичность, зависимость от возрастных и индивидуальных особенностей морфофункционального созревания отдельных корковых и подкорковых структур (динамическая локализация высших психических функций в онтогенезе), а также постепенность и разная скорость созревания нейронных сетей, реализующих различные аспекты когнитивной деятельности (гетерохрония развития).

Во всех научных и прикладных проектах лаборатории используется многоуровневый подход к исследованию когнитивных функций, т.е. сочетание анализа структуры и эффективности познавательных процессов на уровне деятельности и анализа параметров суммарной электрической активности мозга – электроэнцефалограммы (ЭЭГ), как в состоянии покоя, так и в процессе выполнения когнитивных заданий. Соотнесение показателей эффективности решения когнитивных задач в разных экспериментальных условиях с временными и топографическими особенностями электрической активности коры головного мозга дает возможность выделять функциональные мозговые системы, активность которых специфическим образом связана с реализацией регуляторных и информационных составляющих познавательной деятельности.

 

В 2023 году выполняются исследования по проектам:

«Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»

Тема исследований лаборатории в этом проекте – «Влияние способа представления значимой информации при использовании цифровых технологий на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у детей и подростков». В соответствии с этой темой проводятся экспериментальные междисциплинарные (психометрические и нейрофизиологические) исследования в двух направлениях:

-  выявление зависимости функциональной организации рабочей памяти от способа предъявления значимой зрительной информации у обучающихся 7, 9 классов общеобразовательной школы;

- анализ связи эффективности зрительной РП, успешности обучения и использования компьютерных технологий у обучающихся 7, 9 классов

- исследование эффективности различных аспектов произвольного внимания и их связи с успешностью обучения и использованием компьютерных технологий у обучающихся 7, 9 классов.