Навигация по странице
- Дирекция
- Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности
- Лаборатория возрастной психофизиологии и диагностики развития
- Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания
- Лаборатория комплексных исследований процессов адаптации
- Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании
- Лаборатория проекта "Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ"
- Центр Мониторинга здоровья
- Федеральный центр мониторинга питания школьников
- Лаборатория дошкольного образования
- Бухгалтерия
- Отдел кадров и послевузовского образования
- Отдел по управлению административно-хозяйственной деятельностью и имущественным комплексом
Дирекция института

Приступа Елена Николаевна
Директор
Доктор педагогических наук, профессор
тел.: 8 (499) 255-76-64
e-mail: en.pristupa@ivfrao.ru
Соколова Людмила Владимировна
Заместитель директора по научной работе
Доктор биологических наук, профессор
тел.: 8(499) 246-96-63
e-mail: info@ivfrao.ru
Адамовская Оксана Николаевна
Ученый секретарь
Кандидат биологических наук
тел.: 8(499)245-03-53
Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности
Заведующий лабораторией: д-р биол. наук, профессор, член-корр. РАО Мачинская Регина Ильинична
Сотрудники:
Цехмистренко Татьяна Александровна - д-р биол. наук, главный научный сотрудник
Курганский Андрей Васильевич – д-р биол. наук, ведущий научный сотрудник
Шумейко Нина Станиславовна – старший научный сотрудник
Талалай Илья Витальевич – канд. психол. наук, старший научный сотрудник
Васильева Валентина Андреевна – старший научный сотрудник
Корнеев Алексей Андреевич – канд. психол. наук, старший научный сотрудник
Захарова Марина Николаевна – старший научный сотрудник
Ломакин Дмитрий Игоревич – научный сотрудник
Каюмов Денис Данисович – научный сотрудник
Контакты: regina_home@inbox.ru
Лаборатория создана в 1964 году Деборой Ароновной Фарбер, доктором биологических наук, профессором, академиком Российской академии образования – основателем научной школы и отдельного направления возрастной физиологии – нейрофизиологии развития познавательной деятельности ребенка.
Основные направления научных исследований лаборатории включают:
Учебники и учебные пособия:
Лаборатория возрастной психофизиологии и диагностики развития
Заведующий лабораторией: канд. биол. наук Логинова Екатерина Сергеевна
Сотрудники:
Безруких Марьяна Михайловна – профессор, д-р биол. наук, академик РАО, главный научный сотрудник
Филиппова Татьяна Андреевна – канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник
Фарбер Дебора Ароновна – профессор, д-р биол. наук, академик РАО, ведущий аналитик
Комкова Юлия Николаевна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Верба Алла Степановна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Хомич Жанна Владимировна - старший аналитик
Усцова Александра Григорьевна - лаборант-исследователь
Сергеева Вера Евгеньевна – лаборант-исследователь
Контакты: caterina1967@yandex.ru
Лаборатория возрастной психофизиологии и диагностики развития была создана в 1992 году.
С 1992 по 2008 год научный руководитель лаборатории – М.М. Безруких, доктор биол. наук, профессор, академик РАО, основатель направления возрастной физиологии – педагогической физиологии, рассматривающей закономерности роста и развития детей дошкольного и школьного возраста в процессе обучения, психофизиологию развития познавательной деятельности детей на разных этапах возрастного развития, психофизиологические механизмы формирования базовых учебных навыков - письма и чтения, а также психофизиологические механизмы трудностей обучения.
С 2008 г по настоящее время руководитель лаборатории – Екатерина Сергеевна Логинова, кандидат биол. наук, психолог, логопед-дефектолог.
Деятельность лаборатории направлена на изучение психофизиологических механизмов развития когнитивных функций и сложных когнитивных навыков в процессе возрастного развития и обучения детей и подростков, их связи с другими показателями развития, состоянием здоровья.
В настоящее время сотрудники лаборатории проводят экспериментальные и популяционные исследования когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей дошкольного возраста в разных регионах России, которые позволяют выявить сильные и слабые стороны развития детей 3-7 лет, выделить факторы риска и разработать предложения для системы дошкольного образования.
Еще одним актуальным направлением исследований лаборатории является изучение влияния компьютерных технологий на функциональное состояние детей и подростков при реализации сложных видов когнитивной деятельности. Изучаются механизмы чтения с экрана, эффективность чтения и функциональное напряжение организма в зависимости от степени сформированности навыка, сложности текста и длительности работы.
- изучение возрастных закономерностей функционального развития детей дошкольного и школьного возраста;
- изучение проблем влияния школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей;
- разработка психофизиологических принципов и подходов к комплексной оценке функционального развития и раннего прогнозирования школьных трудностей;
- разработка психофизиологических основ индивидуального обучения детей, имеющих функциональные особенности развития;
- исследование психофизиологических особенностей леворуких, медлительных, гиперактивных, часто болеющих детей, составляющих «группы риска»;
- изучение психофизиологических основ дислексии и дисграфии;
- разработка новых подходов к обучению письму и чтению в начальной школе с учетом возрастных закономерностей и уровня функционального развития детей;
- разработка комплексных методик оценки развития детей на разных этапах дошкольного детства;
- комплексные нейрофизиологические, нейропсихологические и психофизиологические исследования детей на разных этапах возрастного развития при разной организации процесса обучения.
Наряду с научными исследованиями, сотрудники лаборатории оказывают консультативно-методическую помощь педагогам и родителям, проводится педагогическая и коррекционная работа с детьми; читают лекции в образовательных организациях, региональных институтах развития образования, вузах по возрастной физиологии, возрастной психофизиологии, педагогической физиологии.
Статьи:
Безруких, М.М. Иванов В.В. Сравнительное исследование окуломоторной активности при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Journal of Foreign Language Teaching. – 2019. – Т.46, №3. C.242-252.
Безруких М.М., Адамовская О.Н., Иванов В.В., Филиппова Т.А. Особенности зрительного восприятия и окуломоторной активности во время чтения у детей 7-10 лет с разным уровнем сформированности навыка чтения // Физиология человека. – 45(6) – 2019. – С.596-60.
Безруких М.М., Иванов В.В. Глазодвигательная активность при чтении у детей младших классов с разной степенью сформированности навыка чтения // Journal of Foreign Language Teaching. – 2019. – Т.46, №1. – С. 9-18.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.Комплексная диагностика развития готовности к школе детей 6-7 лет// Вестник педагогических инноваций. – 2019. - №2(54). С. 12-22.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В., Сергеева В.Е. Особенности функционального развития детей 6-7 лет и прогнозирование рисков дезадаптации и трудностей обучения // Новые исследования. – 2020. – №1. – С.19-36.
Bezrukikh M., Ivanov V. Age Features of Eye Movements in Adolescents When Reading from Various Electronic Devices. In: Velichkovsky B.M., Balaban P.M., Ushakov V.L. (eds) Advances in Cognitive Research, Artificial Intelligence and Neuroinformatics. Intercognsci. Advances in Intelligent Systems and Computing // Springer. – 2020. – V.1358.doi:https://doi.org/10.1007/978-3-030-71637-0_19
Логинова Е.С., Безруких М.М., Иванов В.В., Орлов К.В. Знания учителей о психофизиологии детей с особенностями развития (дети с СДВГ, РАС, леворукие и медлительные дети) // Новые исследования. – 2020. – №4 (64). – С.46-73. doi:https://doi.org/10.46742/2072-8840-2020-64-4-46-73
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Иванов В.В.Речевое развитие и формирование социально-коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте // Российский психологический журнал. – 2021. – Т.18, №4. – С.5–17. doi: https://doi.org/10.21702/rpj.2021.4
Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Васильев О.С., Тюрина Е.В. Физиолого- гигиенические аспекты организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 (по результатам опроса родителей и школьников) // Новые исследования. – 2021. – №1(65). – С.33- 49.doi:https://doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-33-49
Безруких, М.М., Иванов, В.В., Орлов, К.В. «Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов» // Science for Education Today. – 2021. – Т.11, №1. – С. 125-150.doi:https://doi.org/10.15293/2658-6762.2101.08
Sugrobova G.A., Komkova Yu.N Health status and some indices of the day mode of preschool children as predictors of readiness for school learning.// Hygiene and Sanitation. – 2021. – 100(4):380-386. doi: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2021-100-4-380-386.
Безруких М.М., Макарова Л.В., Параничева Т.М., Соколова Л.В., Васильев О.С., Тюрина Е.В. Физиолого- гигиенические аспекты организации дистанционного обучения в период пандемии COVID-19 (по результатам опроса родителей и школьников) // Новые исследования. – 2021. – №1(65). – С.33-49.doi:https://doi.org/10.46742/2072-8840-2021-65-1-33-49
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С. Комплексная диагностика развития детей 6-7 лет и оценка рисков дезадаптации СообщениеI// Новые исследования. – 2021. –№1(65). – С.78-100. doi: https://doi.org/10.46742/2072-88402021-65-1-78-100
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С., Комплексная диагностика развития детей 5-6 лет. СообщениеII// Новые исследования. – 2021. – №2(66). – С.59-79. doi: https://doi.org/1046742/2072-66-2-59-79
Безруких М.М., Логинова Е.С., Теребова Н.Н., Усцова А.Г., Макарова Л.В., Речевое развитие подростков 10-12 лет и использование электронных устройств // Чуждоезиково обучение (ChuzhdoezikovoObuchenie). – 2022. – №1,V.49. –doi https://doi.org/10.53656/for22.11rech
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Верба А.С.Комплексная методика диагностики развития дошкольников 3-4 лет (36 – 51 мес.)// Перспективы науки и образования. – 2022. - № 4.
Результаты исследований лаборатории обобщены в монографиях и научных публикациях.
Учебно-методические пособия:
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о здоровье и правильном питании. Методическое пособие. – М.: Nestle, 2020. – 4,2 п.л.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева, А.Г. Две недели в лагере здоровья: рабочая тетрадь. Методическое пособие. – М.: Nestle, 2020. – 4,2 п.л.
Логинова Е.С., Теребова Н.Н. Психофизиологические особенности формирования произвольных движений у детей в условиях сложноорганизованного пространства. Методическое пособие. – С-Пб.: ООО «Образовательные проекты». – 2020. – 2 п.л.
Безруких М.М. Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Формула правильного питания: рабочая тетрадь. – М.: Nestle. – 2020. – 9,0 + 0,5 п.л.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся рисовать фигуры: пособие для детей 5-6 лет. – М.: Дрофа, 2020.- 32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 4,0 п.л.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Учимся рассказывать по картинкам: пособие для детей 5-6 лет. – М.: Дрофа. – 2020. – 32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 4,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Цветной мир: пособие для детей 5-6 лет. – М.: Дрофа. – 2020.- 32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 4,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Твое здоровье: пособие для детей 5-6 лет. – М.: Дрофа. – 2020. –32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 4,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Учимся находить противоположности: пособие для детей 6-7 лет. – М.: Дрофа. – 2020. – 47с.: ил. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 6,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Учимся находить одинаковые фигуры: пособие для детей 6-7 лет – М.: Дрофа, 2020. – 32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 4,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Учимся учиться: пособие для детей 6-7 лет. – М.: Дрофа. – 2020. – 32 с. – (Российский учебник: Ступеньки к школе). – 5,0 п.л.
Безруких М.М. Филиппова Т.А. Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами (серия «Родителям о детях»). – СПб.: Питер, 2020. – 256с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука полезных привычек. – М.: Просвещение: Редакция БИНОМ ДЕТСТВА, 2021. – 6 п.л.
Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания
Заведующий лабораторией: д-р биол. наук, доцент Криволапчук Игорь Альлерович
Сотрудники:
Сонькин Валентин Дмитриевич – д-р биол. наук, профессор, главный научный сотрудник
Баранцев Сергей Анатольевич – д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник
Васильев Олег Станиславович – канд. филос. наук, ведущий научный сотрудник
Лапицкая Елена Михайловна – канд. пед. наук, доцент, вед.аналитик
Орлова Нина Исааковна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Васильева Римма Михайловна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Чернова Мария Борисовна – канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник
Рохлин Андрей Викторович – канд. филол. наук, старший научный сотрудник
Спирина Анна Анатольевна – младший научный сотрудник
Сычева Ирина Алексеевна – аналитик
Контакты: i.krivolapchuk@mail.ru
Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания была создана в 2008 г. на основе объединения нескольких лабораторий.
За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем:
В своей работе сотрудники используют современные методы исследования и обработки данных, базирующиеся на широком использовании компьютерных технологий. Экспериментальные исследования проводятся на базе детских садов, общеобразовательных школ и ВУЗов. В лаборатории разработана методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняют научную копилку актуальных проблем физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, но и служат основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков.
Важнейшими достижениями лаборатории за последние десятилетия являются:
В числе практических разработок – программы и методики физического воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Здесь были созданы программы и учебники физической культуры, по которым сегодня работает большинство учителей в школах страны.
В настоящее время лаборатория осуществляет исследования по следующим научным направлениям:
(1) физиологическое обоснование режимов физической подготовки детей на основе учета особенностей функционального состояния организма на разных этапах пубертатного периода (Проект «Физиологическое обоснование режимов физической подготовки детей на основе учета особенностей функционального состояния организма на разных этапах пубертатного периода»);
(2) физическая активность и двигательная подготовленность школьников в условиях применения современных компьютерных технологий (Проект «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»);
(3) двигательная подготовленность, физическая активность и функциональное состояние организма детей дошкольного возраста (Проект «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет)»);
(4) физиологические основы физического воспитания и двигательной активности (Проект «Педагогическая физиология»).
Коллектив проводит фундаментальные исследования на основе грантов научных фондов. В 2015-2019 гг. исследования лаборатории поддержаны 4 грантами РГНФ и 2 грантами РФФИ. В настоящее время в лаборатории также реализуются исследования по грантам РФФИ:
«Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания» (руководитель: зав. лабораторией, д-р биол. наук, доцент Криволапчук И.А.).
«Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Чернова М.Б.).
«Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. биол. наук, Васильева Р.М.).
«Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся при напряженных когнитивных нагрузках» (руководитель: ведущий научный сотрудник, д-р пед. наук, профессор Баранцев С.А.).
За последние 10 лет деятельности лаборатории в рамках направлений фундаментальных научных исследований РАО опубликовано более 250 научных работ. В том числе более 35 публикаций в изданиях индексируемых Web of Science и SCOPUS, 8 монографий, а также разделы в нескольких коллективных монографиях. По материалам исследований лаборатории в области физического воспитания школьников опубликовано 7 учебников, более 10 учебных пособий, ряд учебных программ и методических рекомендаций, выдержавших несколько переизданий. Сотрудники лаборатории ведут большую педагогическую работу в ряде высших учебных заведений Москвы. В качестве приглашенных преподавателей выступают с докладами и лекциями, проводят мастер-классы и тренинги в университетах нашей страны и за рубежом.
Сотрудничество
Лаборатория поддерживает широкие научные связи с коллегами в России и за рубежом. Сотрудничество, имеющее целью получение новых знаний и подготовку научной и учебно-методической литературы, осуществляется с Российским Государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, Центром спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта, Институтом стратегий развития образования РАО, Московским городским педагогическим университетом (Институт образования), Новосибирским государственным педагогическим университетом, Гродненским государственным университетом (Беларусь), Гродненским государственным институтом развития образования, Институтом МЕМЕ – филиалом Европейского университета Жан Моне (Брюссель), Европейским центром исследований в области экспрессивной психологии C.R.E.T.E. г. Флоренция (Италия), департаментом здоровья г. Лукка (Италия), факультетом образования Университета Сакраменто, Калифорния (США) и другими учреждениями и творческими коллективами.
Перспективы дальнейших исследований
В области физиологии мышечной деятельности актуальным остается изучение закономерностей роста и развития ребенка, определяющих его особенности, функциональные и адаптационные возможности в различные возрастные периоды, а также дальнейшие исследования, направленные на формирование физиологической теории онтогенеза.
В области теории и методики физического воспитания наибольшую актуальность имеет изучение влияния средств физического воспитания и двигательной активности на функциональное состояние и уровень здоровья детей в условиях современной информационно-образовательной среды; проблемы педагогического контроля, нормирования и программирования режима нагрузок и отдыха, последовательного регулирования срочных и долговременных эффектов занятий для направленного увеличения функциональных возможностей, укрепления здоровья и повышения стрессоустойчивости детей дошкольного и школьного возраста.
Перспективными направлениями исследований являются:
Научные статьи:
Лаборатория комплексных исследований процессов адаптации
Заведующий лабораторией: д-р мед. наук Шарапов Алим Насимович
Сотрудники:
Догадкина Светлана Борисовна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Рублева Лариса Вячеславовна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Ермакова Ирина Владимировна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Адамовская Оксана Николаевна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Бабанова Ксения Юрьевна – младший научный сотрудник
Рябкова Татьяна Сергеевна – младший научный сотрудник
Контакты: kipa.lab@mail.ru
Лаборатория комплексных исследований процессов адаптации организована в 2001 году. Коллектив лаборатории развивает традиции, которые создавались трудом ряда видных ученых, ранее возглавлявших научные исследования в области физиологии развития и особенностей адаптивных процессов сердечно-сосудистой, вегетативной нервной и эндокринной систем детей и подростков.
В разные годы лабораторию возглавляли доктор биологических наук, профессор Кулаев Борис Степанович; доктор медицинских наук, профессор Калюжная Рахиль Ароновна; доктор медицинских наук, профессор Тупицын Игорь Олегович. В настоящее время лабораторию возглавляет доктор медицинских наук Алим Насимович Шарапов.
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы и нейроэндокринной регуляции, обеспечивающих адаптацию ребенка к умственным и физическим нагрузкам, позволили определить критерии оценки функционального состояния и адаптационных возможностей детского организма, выявить возрастные и половые особенности реактивности организма детей школьного возраста при работе на компьютере.
В настоящее время приоритетным направлением лаборатории является изучение адаптивных возможностей организма детей и подростков в единстве с меняющейся вариативной средой жизни.
С 2014 года и до 2019 года включительно в лаборатории проводились исследования по теме: «Функциональное состояние подростков при интеллектуальных нагрузках повышенной интенсивности» в рамках проекта: «Физиологическое развитие и состояние здоровья современных детей на разных этапах пубертатного периода».
Ермакова И.В., Догадкина С.Б., Рублева Л.В., Кмить Г.В., Безобразова В.Н., Шарапов А.Н. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы, автономной нервной регуляции сердечного ритма и эндокринной системы к нагрузкам разного характера у школьников 10-15 лет // Science for Education Today. – 2019. – № 5(9). – С. 3-29.(ссылка)
Лаборатория физиолого-гигиенических исследований в образовании
Заведующий лабораторией: канд. мед. наук Макарова Людмила Викторовна
Сотрудники:
Параничева Татьяна Михайловна – канд. биол. наук, ведущий научный сотрудник
Лукьянец Галина Николаевна – канд. биол. наук, ведущий аналитик
Макеева Александра Германовна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Орлов Кирилл Викторович – научный сотрудник
Тюрина Елена Владимировна – научный сотрудник
Шибалова Мария Сергеевна – лаборант
Криволапчук Иван Игоревич – лаборант-исследователь
Контакты: ludmilavm@mail.ru
Лаборатория проводит комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования с целью научного обеспечения охраны здоровья детей и подростков, занимаясь изучением самых актуальных проблем: адаптацией детей к образовательным нагрузкам на разных этапах возрастного развития, исследованием физиолого-гигиенических основ рациональной организации образовательного процесса, комплексной оценкой функционального состояния организма детей, исследованием физического развития и здоровья детей в процессе образовательной деятельности.
Сотрудники лаборатории с 2019 г. проводят исследования по трем проектам:
Научные статьи:
Лаборатория проекта "Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ"
Заведующий лабораторией: канд. ист. наук Долуев Иван Юрьевич
Сотрудники:
Зорина Екатерина Сергеевна – канд. психол. наук, старший научный сотрудник
Лоскутов Александр Федорович – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Курикалова Наталья Михайловна – канд. филос. наук, старший научный сотрудник
Зенич Наталия Юрьевна – младший научный сотрудник
Филатов Артем Алексеевич – младший научный сотрудник
Соловьев Дмитрий Александрович – младший научный сотрудник
Лунин Виталий Викторович – аналитик
Котлеров Павел Сергеевич – аналитик
Гусев Иван Алексеевич – младший научный сотрудник
Контакты: doluev@uchimznaem.ru
Лаборатория создана в 2022 году при участии Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» (Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №109») и Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России.
Проект госпитальных школ России «УчимЗнаем», модель которого впервые была представлена в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, реализуется при поддержке ведущих российских и зарубежных ученых, экспертного сообщества и является площадкой многих актуальных и перспективных исследований.
За период с 2019 по 2020 год по результатам исследований в области госпитальной педагогики на базе флагманской площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» были успешно защищены 3 диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических (Лоскутов А.Ф., Дзенис А.В.) и психологических (Катцова А.П.) наук.
Внештатными экспертами-рецензентами лаборатории являются Румянцев Александр Григорьевич, доктор медицинских наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии наук, президент ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева» Минздрава России; Шариков Сергей Витальевич, Ph.D., профессор, Почетный работник общего образования Российской Федерации, руководитель Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения Отделения философии образования и теоретической педагогики РАО, представитель России в Европейской организации госпитальной педагогики (HOPE); Рубцов Виталий Викторович, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Российской академии образования, президент ФГБУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», и другие специалисты.
Деятельность лаборатории нацелена на научно-методическое обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.
Основные направления научных исследований лаборатории в 2022 году:
- анализ действующей российской модели госпитальной школы для обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому,
- анализ формирования российской практики обучения детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах и на дому,
- анализ реализации конституционного права детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.
Книги и монографии:
Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. – М.: ПЕР СЭ, 2004 - 367 с. 157.
Ямбург Е.А. Управление стабилизацией и развитием творческих процессов в современной школе. – М.: Когито-Центр, 2003.-102 с. 158.
Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель: теоретические основы и практическая реализация. – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
Диссертационные исследования:
Катцова А.П. Преодоление профессионального выгорания у педагогов, работающих с длительно тяжелобольными детьми. – М., 2019. – 236 с.
Лоскутов А.Ф. Обучение физике школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений. – М., 2020. – 218 с.
Дзенис А.В. Комплекс средств, обеспечивающих обучение химии школьников в условиях медицинского стационара. – М., 2020. – 158 с.
Учебники и учебные пособия:
Лоскутов, А.Ф. Адаптированный лабораторный эксперимент по физике: учебное пособие для учителей / А.Ф. Лоскутов, Н.В. Коровин // Москва: GreenPrint, 2020. – 80 с.
Публикации в периодических научных изданиях::
Шариков С.В. Педагогическая поддержка образовательных возможностей детей, находящихся на длительном лечении в медицинских стационарах // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – Альманах № 40.
Шариков, С.В. Инновации в обучении детей-инвалидов с прогрессирующими заболеваниями и неопределенным прогнозом жизни / С.В. Шариков // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2021. – Альманах № 44. https://alldef.ru/ru/articles/almanac-44/innovations-in-teaching-disabled-children-with-progressive-diseases-and-uncertain-life-prognosis
Шариков С.В., Вагарина В.В., Обухов А.С., Филатов А.А. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении // Проблемы современного образования. – 2021. – №. 1. – С. 17-32.
Гусев И.А. Управление развитием кадрового потенциала госпитальной школы: флагманская площадка проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» // Преподаватель XXI век. 2021. № 3. Часть 1. С. 153-170.
Гусев И.А. Ключевые этапы развития госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»: // Наука и школа. 2022. № 1. С. 149-161.
Долуев И.Ю., Большаков А.А. Особенности профессиональной деятельности тьютора в госпитальной школе // Педагогические исследования. – Вып. 3. – 2021. – С. 58-79.
Лоскутов А.Ф. Обеспечение непрерывности обучения физике школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Наука и школа. – 2022. - №1(6) – С. 134-149.
Лоскутов А.Ф. Потенциал цифровой образовательной среды современных госпитальных школ // Физика в школе. – 2021. - №1 (8) – С. 156-167.
Шариков С.В., Куртанова Ю.Е. Психолого-педагогическое сопровождение детей с хроническими соматическими заболеваниями с применением дистанционных технологий: методические рекомендации. – Москва: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. – 100 с.
Лоскутов А.Ф. Особенности модели методической системы обучения физике учащихся госпитальных школ // Школа будущего. – 2021. - №5 (5).
Лоскутов А.Ф. Потенциал цифровой образовательной среды современных госпитальных школ // Физика в школе. – 2021. - №1 (8) – С. 156-167.
Лоскутов А.Ф., Коровин Н.В. Адаптированный лабораторный эксперимент по физике: учебное пособие для учителей. – Москва: GreenPrint, 2020. – 80 с.
Лоскутов А.Ф. Адаптация структуры и содержания курса физики для школьников, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений // Физика в школе. – 2020. - №5 (8) – С. 156-167.
Лоскутов А.Ф. Особенности лабораторного эксперимента по физике для школьников, находящихся на длительном лечении в стационаре медицинского учреждения // Физика в школе. – 2019. - №8 (8) – С. 27-32.
Лоскутов А.Ф. Особенности контроля знаний по физике учащихся госпитальной школы // Школа будущего – 2019. - №5 (5) – С. 198-204.
Курикалова Н.М. Что читает и не читает современный учитель/родитель // Человек читающий: Homo Legens – 6. - Сборник докладов и статей. – М., 2013 – С. 169-175.
Kurikalova N., Sharikov S. Educational Environment for Hospitalized Children Undergoing Long-term Medical Treatment // Человек читающий: Homo Legens – 8. Молодёжное чтение в России и за рубежом. Пути формирования читающего поколения. Сборник статей – Москва: Русская ассоциация чтения – Издательство «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2016. – С. 80-88.
Зорина Е.С., Совершенствование модели взаимодействия специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и педагогов в условиях госпитальной школы // Педагогическое образование: новые вызовы и цели. Сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российская академия образования, Казанский федеральный университет, Институт психологии и образования. 2021. – С. 21-29
Катцова А.П. Особенности синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в школах при больницах // Человеческий капитал. – 2017. – № 9 (105). – С. 98-102.
Катцова А.П. Из практики профилактики и преодоления профессионального выгорания педагогов, работающих с тяжелобольными детьми // Человеческий капитал. – 2018. – № 8 (116). – С. 123-130.
Катцова А.П. Оценка и анализ синдрома профессионального выгорания у педагогов, работающих с тяжелобольными детьми. // Человеческий капитал. – 2018. – № 10 (118). – С. 122-129.
Катцова А.П., Гайдамашко И.В. Комплексный подход к профилактике профессионального выгорания у педагогов, работающих с тяжелобольными детьми // Человеческий капитал. – 2019. – №7 (127). – С. 161-167.
Филатов А.А., Шариков С.В., Вагарина В.В., Обухов А.С. Появление системы госпитальных школ как развитие заботы общества о детях, нуждающихся в длительном лечении // Проблемы современного образования. – 2021. – №. 1. – С. 17-32.
Филатов А.А., Шариков С.В., Вагарина В.В., Обухов А.С. Профессионально-личностные позиции педагогов госпитальных школ // Педагогика. – 2020. – Т. 84. – №. 10. – С. 76-87.
Центр Мониторинга здоровья
Руководитель Центра: д-р биол. наук, профессор, Левушкин Сергей Петрович.
В состав Центра мониторинга здоровья входят две лаборатории:
1. Лаборатория мониторинга здоровья детей и подростков.
Сотрудники:
Жуков Олег Федорович - зав. лаб., канд. пед. наук, доц.
Скоблина Наталья Александровна - д-р биол. наук, проф., главный научный сотрудник
Блинков Сергей Николаевич - канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Мищенко Ирина Александровна - канд. биол. наук, доц., старший научный сотрудник
Мещеряков Алексей Викторович - канд. биол. наук, доц., старший научный сотрудник
Сечин Дмитрий Иванович - младший научный сотрудник
Малиева Елена Игоревна - младший научный сотрудник
2. Лаборатория цифровых технологий диагностики здоровья.
Сотрудники:
Лаптев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник
Ильин Александр Борисович - канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Фесенко Мария Сергеевна - канд. пед. наук, научный сотрудник
Соловьева Екатерина Викторовна - научный сотрудник
Лопатина Елена Игоревна - аналитик
Контакты: ivfmon@mail.ru
Главная цель Центра - проведение мониторинга физического здоровья детей школьного возраста, разработка и внедрение инновационных методик и технологий определения и оценки физического здоровья обучающихся.
- решение задач, стоящих перед ФГБНУ «ИВФ РАО» в области научной, образовательной, кадровой и административной политики, развитии инфраструктуры, международной деятельности;
- осуществление научной, учебной культурно-просветительской и иной деятельности в области физиологии, гигиены и физического воспитания детей и подростков;
- организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, участие в выполнении государственного задания, а также международных и всероссийских научных и культурно-просветительских программ и проектов;
- формирование и развитие новых научных направлений, проектов, образовательных программ в сфере мониторинга здоровья и физкультурно-оздоровительных технологий в рамках государственного задания и внебюджетной деятельности Учреждения;
- разработка и внедрение алгоритмов, методик и технологий определения и оценки физического состояния детей и подростков;
- разработка и внедрение физкультурно-оздоровительных методик и технологий, направленных на повышение функциональных возможностей и оптимизацию физического состояния детей и подростков;
- разработка методологии мониторинговых исследований состояния физического здоровья детей и подростков и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- разработка, апробация и внедрение научно-методического обеспечения популяционного мониторинга состояния физического здоровья, физического развития, двигательной подготовленности учащихся;
- экспертно-аналитическая деятельность в области определения и оценки здоровья детей и подростков, а также разработки и внедрения физкультурно-оздоровительных технологий;
- разработка комплексных систем оценки различных компонентов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений;
- создание информационно-аналитических систем, направленных на мониторинг физического здоровья, объединяющих гигиенические, морфо-физиологические, психофизиологические и педагогические аспекты создания и поддержания здоровьесберегающей школьной среды;
- разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации педагогических и других работников, непосредственно занятых осуществлением мониторинга физического здоровья учащихся;
- подготовка аналитических материалов по результатам динамических исследований состояния здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей и подростков;
- разработка математических моделей и нейронных сетей в области определения и прогнозирования состояния здоровья, функциональных возможностей детей и подростков.
Лапицкая Е.М., Сонькин В.Д., Левушкин С.П. Сравнение показателей двигательной подготовленности учащихся общеобразовательных школ 10 регионов России с нормативами комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 2. – С. 78. https://clck.ru/b2oBT
Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Макарова Л.В., Орлов К.В., Параничева Т.М. Двигательная активность современных российских школьников. Результаты популяционного исследования // Человек. Спорт. Медицина. – 2021. – Т. 21, № 1. – С. 71-79. https://hsm.susu.ru/hsm/ru/article/view/1307
Козлов А.В., Ваваев А.В., Якушкин А.В., Лаптев А.И., Юриков Р.В., Сонькин В.Д. Удельная интенсивность физиологических затрат при циклической работе различной мощности // Физиология человека. – 2022. – Том 48.– №1. https://clck.ru/audFd
Лях В.И. Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Скоблина Н.А. Тенденции изменений показателей физического развития детей, подростков и молодежи в конце ХХ века и начале ХХI века (обзор) // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 11. – С. 56-58. https://clck.ru/b2oEe
Страдзе А.Э., Пушкина В.Н., Лубышев Е.А., Размахова С.Ю. Физическое и функциональное состояние младших школьников в современных условиях образовательной среды // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 4. – С. 17-19. https://clck.ru/b2oF8
Пушкина В.Н., Страдзе А.Э., Федорова Е.Ю. Половые особенности сенсомоторного реагирования у детей младшего школьного возраста // Теория и практика физической культуры. – 2021. – №. 7. – С. 83-85. https://clck.ru/b2oFR
Лях В.И., Левушкин С.П., Михута И.Ю. Изменения в кондиционно-моторной сфере учащейся молодежи за 120 лет (обзор) // Человек. Спорт. Медицина. – 2022. – №1. – С. 129-141 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48217905
Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Скоблина Н.А. Тенденции изменений показателя индекса массы тела у детей, подростков и молодежи в конце ХХ века и начале ХХI века (обзор) // Теория и практика физической культуры. – 2021. – № 6. – С. 56-59 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47176464
Методические рекомендации:
Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д., Лапицкая Е.М. Определение физического развития и двигательной подготовленности обучающихся общеобразовательных организаций. Методические рекомендации. 2021 г – 75 с. https://disk.yandex.ru/i/x-aQC9XdEllmow
Федеральный центр мониторинга питания школьников
Научный руководитель - д-р экон. наук, профессор Иванова Валентина Николаевна
Сотрудники:
Иванов Михаил Артемьевич - начальник отдела
Ильясова Линара Альфридовна - специалист
Кулаков Владимир Генадьевич - специалист
Портнов Николай Михайлович - специалист
Солнцева Наталья Анатольевна - специалист
Иванов Сергей Анатольевич - специалист
Федюнин Леонид Ростиславович - специалист
Контакты: info@cemon.ru
Лаборатория дошкольного образования
Заведующий лабораторией: Изотова Елена Ивановна – доцент, канд. психол. наук.
Сотрудники:
Гогоберидзе Александра Гививна – зам. зав. лаб., д-р пед. наук, проф.
Кротова Татьяна Викторовна – доцент, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Парамонова Маргарита Юрьевна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Кожевникова Виктория Витальевна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Марич Екатерина Михайловна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Волобуева Людмила Михайловна – канд. пед. ведущий научный сотрудник
Бурлакова Ирина Анатольевна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Воробьева Наталья Александровна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Соломенникова Ольга Анатольевна – канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник
Езопова Светлана Александровна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Новицкая Виктория Александровна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Толкачева Галина Николаевна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Гладкова Юлия Андреевна – канд. пед. наук, старший научный сотрудник
Коршунова Наталья Сергеевна – аналитик
Email: DoshCons2022@yandex.ru
Основной целью и ориентиром деятельности лаборатории дошкольного образования является обновление содержания и обеспечения методической поддержки современного качества дошкольного образования в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Основными направлениями деятельности лаборатории дошкольного образования в 2022 году являются:
- Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
- Организация общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в целях организации и проведения проекта «Обновление содержания и обеспечения методической поддержки качества современного дошкольного образования».
Учебники и учебные пособия:
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 222 с., ISBN 978-5-534-01720-5
Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и др.]. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 240 с., ISBN 978-5-534-02087-8
Публикации в периодических научных изданиях:
Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Парамонова М.Ю., Сорокина О.А., Сурудина Е.А. Инструменты выявления и дифференциации социальных запросов к профессиональным умениям и личностным качествам педагогов дошкольного образования в условиях глобальной цифровизации // Проблемы современного образования. №1. 2022. С. 146-162, DOI: 10.31862/2218-8711-2022-1-146-162
Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Парамонова М.Ю., Волобуева Л.М., Авдулова Т.П., Сорокина О.А. Принципы и инструментарий проектирования компетентностной модели подготовки педагогов дошкольного образования как открытой образовательной системы // Преподаватель XXI век. №1. 2022. С. 41-57, DOI: 10.31862/2073-9613-2022-1-41-57
Волобуева Л. М., Кротова Т. В., Парамонова М. Ю., Толкачева Г. Н., Изотова Е. И., Осиненко М. В. Адаптивная модель профессионального развития педагога дошкольного образования в системе ДПО // Наука и Школа / Science and School. № 1. 2022 С.162-176, DOI: 10.31862/1819-463X-2022-1-162-175
Изотова Е.И., Авдулова Т.П., Молчанова Г.В., Хузеева Г.Р. Тренды развития и актуальные направления психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста поколения IGEN //Педагогическое образование и наука. № 4. 2022. С. 94-102, ISSN 2072-2524
Кротова Т.В., Волобуева Л.М., Осиненко М.В., Толкачева Г.Н. Повышение квалификации педагогов дошкольного образования на основе адаптивной модели профессионального развития // Педагогика и психология образования. – 2022. – № 1. – с. 41-57 с. 192-210, DOI: 10.31862/2500-297X-2022-1-192-210
Проект «Организационно-техническое и экспертно-методическое сопровождение деятельности центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Задачи деятельности лаборатории в рамках реализации данного проекта на 2022 год:
- Методическое и экспертно-консультационное сопровождение деятельности организаций - победителей отбора в 2022 году.
- Мониторинг результативности реализации гранта и выполнения проектов по созданию консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию мероприятий по поддержке консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
- Проведение общественно-профессионального обсуждения результатов реализации гранта консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
- Экспертиза отчетов грантополучателей (организаций – победителей отбора 2022 года), подготовка сборника.
Горячая линия: Тел.: 8(499) 245-04-33; 8(499) 245-03-53 (время обращения на горячую линию: с 9.00 до 18.00)
Группа в «Telegram»: t.me/DoshCons2022
Email: DoshCons2022@yandex.ru
Проект «Обновление содержания и обеспечения методической поддержки качества современного дошкольного образования»
Задачи деятельности лаборатории в рамках реализации данного проекта на 2022 год:
- Комплексный мониторинг программ, условий, результатов реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования в 85 субъектах РФ.
- Подготовка предложений по изменению нормативно-правовых и методических документов, регулирующих дошкольное образование.
- Анализ образовательных программ центров раннего развития и подготовка комплекта типовых методических документов обеспечения образовательной деятельности центров раннего развития на основе лучшего опыта действующих образовательных организаций.
Бухгалтерия
Главный бухгалтер:
Заместитель главного бухгалтера: Акайкина Валентина Васильевна
Контакты: 8(499)246-00-23
Отдел кадров и послевузовского образования
Начальник:
Контакты: 8(499)245-04-32
Заместитель начальника: Погодина Светлана Александровна
Контакты: 8(499)245-04-32
e-mail:
Отдел по управлению административно-хозяйственной деятельностью и имущественным комплексом
Начальник-главный инженер:
Контакты: 8(495)708-36-83