28-30 сентября 2022 года в Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум психологов http://psyrus.ru/congress/2022/ , в котором приняли участие сотрудники лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности ФГБНУ «ИВФ РАО».
29 сентября с устным докладом «Возрастная динамика различных компонентов речевой системы и их связь с состоянием произвольной регуляции деятельности у старших дошкольников» выступила Марина Николаевна Захарова (авторы: М.Н. Захарова, Р.И. Мачинская, А.Р. Агрис) на секции «Исследование современного детства в парадигме культурно-исторической психологии». Большинство докладов этой секции были посвящены развитию регуляторных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста в разных условиях развития и обучения: в зависимости от образовательной среды, выбора досуговой активности, направления дополнительного образования. На секции также были представлены доклады посвященные проблеме развития игровой деятельности у детей. Доклад М.Н. Захаровой вызвал большой интерес, поскольку представленные в нем экспериментальные данные и практические рекомендации касались наиболее актуальных для большинства докладчиков тем. От Лидии Владимировны Матвеевой (МГУ им. М.В. Ломоносова) поступило предложение подготовить методическое пособие для воспитателей и родителей, включающее основные результаты представленных на секции докладов, при этом предлагалось за основу такого пособия взять материалы доклада М.Н. Захаровой.
На этом же форуме 30 сентября в заседании круглого стола «А.Р. Лурия и современная нейропсихология: традиции и перспективы» приняла участие доктор биологических наук, профессор Регина Ильинична Мачинская с устным докладом «Концепция динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурия как основа междисциплинарного подхода к исследованию когнитивного развития у детей». На круглом столе обсуждались методологические проблемы нейропсихологической диагностики и ее применения для диагностики и реабилитации когнитивных нарушений при различных заболеваниях у взрослых и отклонениях развития у детей. В докладе Р.И. Мачинской был представлен междисциплинарный подход к диагностике индивидуальных особенностей когнитивного развития детей, основанный на сопоставлении ЭЭГ показателей функционального состояния коры и глубинных структур головного мозга с нейропсихологическими показателями регуляторных и информационных компонентов познавательной деятельности.