№ 1 (1) 2001
Колонка главного редактора
Особенности функциональной организации мозга детей с разной стратегией познавательной деятельности
Д.А. Фарбер
Функциональная организация мозга в ситуации направленного внимания у детей с разным профилем мануальной асимметрии
М.М. Безруких, А.В. Хрянин
Внешнее дыхание: общие закономерности и особенности возрастного развития (обзор)
Соколов Е.В.
Возрастная периодизация развития скелетных мышц в онтогенезе человека
И.А. Корниенко, В.Д.Сонькин, Р.В.Тамбовцева
Биологические и социальные аспекты десинхроноза
В.П. Рыбаков, Н.И. Орлова, Т.С. Пронина, Ю.Н. Чернышева, Л.П. Николаева
Гормоны - сома и психика
Н.Б. Сельверова
Становление гигиенических исследований в институте возрастной физиологии
М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова
Состояние здоровья сельских школьников центральной россии: результаты социометрического исследования
В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин, А.Г. Макеева
Особенности функционального развития часто и длительно болеющих детей 5-7 лет
Бабенкова Е.А.
Влияние различного цветового фона развивающих компьютерных программ на работоспособность дошкольников во время занятий на пэвм
Г.Н. Лукьянец
Состояние аккомодационного аппарата глаза детей 6 лет при работе на компьютере с разным фоном развивающей программы
С.С. Савватеева
Функциональное состояние центральной нервной системы у детей 6 лет разных групп здоровья при развивающих занятиях на персональных компьютерах (по данным зрительно-моторной реакции)
А.А. Бирюкович
Особенности управления движениями у детей 7 лет
Баранцев С.А., Столяк И.Н., Бериуцин Г.В.
№1 (2) 2002
Колонка главного редактора
Чл.-корр. Российской академии образования М.М. Безруких
Здоровье и школа
В.В.сонькин
Питание и здоровье учащихся общеобразовательных учреждений
М.В.антропова, Л.М.кузнецова, Т.М.параничева
Работоспособность дошкольников на занятиях с использованием пэвм в зависимости от времени и места в режиме дня
Г.Н.Лукьянец
Биологическая обратная связь как способ улучшения саморегуляции функционального состояния цнс у младших школьников
Горев А.С., Семенова О.А.
Особенности становления эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни
О.В.Лобза
Возрастная динамика показателей скорости и точности выбора тестового изображения у детей младшего школьного возраста
Т.Г.Бетелева, Н.Е.Петренко
Когнитивная деятельность первоклассников и возможность ее коррекции
Т.С.Копосова, Н.В.Звягина, Л.В.Морозова, Л.В.Соколова, Н.В.Прилучная
Речевое развитие и трудности обучения письму и чтению учащихся первых и третьих классов
М.М.Безруких, О.Ю.Крещенко
Уровни развития вентиляционной функции легких у здоровых детей 6-7 лет
Т.Д.Кузнецова, И.П.Самбурова
Функциональное развитие системы дыхания и характеристика биомеханических факторов дыхания у школьников 6-7 лет 1-2 групп здоровья и разных уровней физического развития
Е.В.Соколов
Функциональное состояние вентиляционной системы у детей 6-7 лет, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями
И.П.Самбурова, И.М.Разживина, А.В.Самбуров
Диагностика вентиляционной функции легких у детей с помощью звуковой пробы
О.А.Гурова, М.Л.Лазарев
Скоростные параметры f-волны срединного нерва у девушек 10-15 лет
Вахтанова Г.М.
Возрастные особенности церебральной гемодинамики старших школьников в условиях естественной деятельности
В.Б.русанов, В.В.Суворов
Циркадианные ритмы морфо-функционального состояния эпифиза при нарушении обмена кальция у крыс в процессе адаптации к измененным световым режимам
Т.И. Джандарова, В.А.Батурин, Л.Д.Тимченко, А.А.Арешидзе
Особенности физического развития школьников различных конституциональных типов, проживающих в кольском заполярье
Е.М.Лапицкая
Влияние физических нагрузок различной интенсивности на физическое состояние школьников-подростков
С.Н.Блинков, С.П.Левушкин, В.Д.Сонькин
Гемодинамическая характеристика футболистов высокой квалификации
В.А.Савченко
№2 (3) 2002
К 100-летию со дня рождения В.И.Пузик
Н.И.Гурова, Н.С.Шумейко
Влияние малых доз радиации на морфофункциональное состояние миокарда детей
Кмить Г.В.
Особенности биоэлектрической активности миокарда у школьников 7-15 лет, проживающих в неблагоприятных экологических условиях
Л.В.Рублева
Влияние неблагоприятных экологических условий на состояние периферического кровообращения у детей 7-16 лет
Догадкина С.Б.
Влияние неблагоприятных экологических факторов на развитие кровообращения головного мозга
В.Н. Безобразова
Адаптационные реакции центральной гемодинамики у школьников в условиях статической мышечной деятельности
Л.Г. Чалова, Э.А. Городниченко, Г.Н. Яремчук
Применение метода лазерной допплеровской флоуметрии для диагностики состояния микроциркуляции у студентов
О.А. Гурова, М.В. Морозов
К вопросу эпидемиологии синдрома преждевременного возбуждения желудочков в популяции школьников узбекистана
И.Т. Абдурахманов
Динамика метаболитов n0 (нитритов и нитратов) в квв у школьников с признаками атонии
Запруднова Е.А., Ларионов Н.П., Лазарев М.Л.
Влияние возрастных сенситивных периодов на становление пептического потенциала желудка у детей и подростков
Давыдова С.С., Плешаков А.А.
Скорость реакции на световой и зрительный стимулы у школьников третьего класса на протяжении учебного года
Пронина Т.С.
Особенности развития памяти у детей 5-10 лет
Лищер А.И.
Сообщение 1. Применение метода кардиоинтервалографии для оценки функционального состояния организма у дошкольников
Г.Н. Лукьянец
Сообщение 2. Состояние работоспособности дошкольников при работе на пэвм в динамике года
Г.Н. Лукьянец
Функциональное состояние центральной нервной системы детей 6 лет при разных видах учебных занятий на пэвм
Бирюкович А.А.
Памяти Л.К.Семеновой (к 90-летию со дня рождения)
№1 (4) 2003
Возрастная физиология - этапы развития
Возрастная физиология в рао (этапы развития 1943-2003)
М.М. Безруких, Д.А. Фарбер
100 лет физиологии развития
В.Д. Сонькин
Биологические основы индивидуального подхода к охране и укреплению здоровья
В.В. Зайцева
Некоторые итоги и перспективы исследования проблемы «компьютер и здоровье ребенка»
Л.А. Леонова
Дискуссионный клуб
Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза
В.П. Рыбаков
Концептуальные основы модернизации школьного физического воспитания
Ю.А. Копылов
Школьная гигиена
Работоспособность и состояние здоровья первоклассников - детей седьмого года жизни после двухлетнего развивающего обучения
М.В. Антропова, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева, Н.И. Смирнова
Влияние двукратных дневных занятий с использованием пэвм на умственную работоспособность дошкольников 6 лет
Л.В. Макарова
Состояние аккомодационного аппарата глаза детей 6 лет в процессе двукратных занятий в день с использованием пэвм
С.С. Савватеева, К.С. Шишкин
Организация и методы оздоровительной работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении средствами физической культуры
О.М. Федоровская
Возрастная психофизиология
Нейропсихологический анализ мозговой организации письма. Обзор литературных данных
О.А. Семенова
Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка
М.М. Безруких
Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья
М.М. Безруких, С.П. Ефимова, Е.Н. Юркевич
Влияние гипопаратиреоза на процессы обучения и памяти
Т.И. Джандарова, В.А. Сашков, Н.Б. Сельверова
Возрастная морфология
Фиброархитектоника полей соматосенсорной и сенсомоторной областей коры большого мозга детей от рождения до 12 лет
Н.С. Шумейко
Особенности фиброархитектоники полей затылочной области и височно-теменно-затылочной подобласти коры большого мозга детей от рождения до 12 лет
В.А. Васильева
Возрастная физиология кардиогемодинамика и гормональное обеспечение школьников пубертатного возраста с различными типами периферического сосудистого тонуса в различных экологических условиях
А.Н. Шарапов
Основные результаты многолетних исследований функционального состояния миокарда детей
Г.В. Кмить, Л.В. Рублева
Возрастные особенности развития кровообращения головного мозга и конечностей у детей 5-17 лет
В.Н. Безобразова, С.Б. Догадкина
Динамика функционального состояния двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в процессе работы разной интенсивности у девочек 9-14 лет
P.M. Васильева, Д.П. Букреева, В.Д. Сонькин
Физическое воспитание
Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6-16 лет
Сообщение 1: формирование кинематической структуры в условиях применения на уроках физической культуры традиционных методик
Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Столяк И.Н., Шлемин А.М
Сообщение 2: формирование техники прыжков в условиях применения на уроках физической культуры методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения (продолжение предыдущей статьи)
Баранцев С.А., Мельников В.В., Сергеев А.П., Чикаш С.Л.
№2 (5) 2003
Колонка главного редактора
Чл.-корр. Российской академии образования М.М. Безруких
Возрастная психофизиология: влияние кратковременной релаксации на организацию состояния спокойного бодрствования у школьников 9-10 лет
А.С. Горев
Изучали влияние кратковременной релаксации на организацию состояния спокойного бодрствования у школьников 9-10 лет. Анализировались вегетативные (экс) и ээг (спм и ког) показатели. Установлено, что проведение кратковременного сеанса релаксации способно вызвать достаточно устойчивые пострелаксационные изменения функционального состояния цнс, проявляющиеся в соответсвующих сдвигах как вегетативных, так и ээг-параметров. Установлено, что из ээг-параметров пострелаксационные изменения наиболее выражены для значений функций когерентности (дистантные внутри- и межполушарные связи в частотных интервалах 5,5-7 и 9-11 гц). Выявлена относительная независимость релаксационной динамики вегетативных и ээг-показателей. Показана большая устойчивость сдвигов ээг параметров,указывающая на преимущественную связь пострелаксационных изменений функционального состояния нервной системы с изменениями в режиме функционирования корковых структур.
Возрастная физиология: состояние кардиореспираторной системы у часто болеющих детей 9-11 лет
О.А. Гурова
Изучены показатели внешнего дыхания и состояния микроциркуляции в коже у детей 9-11 лет, часто болеющих респираторными заболеваниями. Использованы методы спирографии, телевизионной капилляроскопии и лазерной допплеровской флоуметрии. Установлено, что частые респираторные заболевания приводят к снижению величины показателей биомеханической функции легких у детей. Наибольшие отклонения наблюдаются по показателям проходимости бронхов среднего и мелкого калибра. Изменение состояния микроциркуляц3ии в коже, характеризуемое снижением плотности функционирующих капилляров и уменьшением эффективности регуляторных процессов, усиливается при увеличении степени нарушений бронхиальной проходимости.
Индивидуальные и групповые особенности краткосрочной зрительной памяти у учащихся 10-11 лет в разное время года
Н.И. Орлова, Г.Я. Манке
В работе представлены и проанализированы данные по изучению индивидуальных и групповых особенностей краткосрочной зрительной памяти (кзп) у учащихся 10-11 лет в разное время года (ноябрь-декабрь и февраль-март месяцы). Результаты исследования свидетельствуют о том, что вне зависимости от времени года школьная нагрузка оказывает значимое влияние на функцию памяти зрительной модальности, понижая уровень ее продуктивности.
Особенности суточной и сезонной динамики температуры тела у учащихся 5 класса
Т.С. Пронина
У учащихся 5 класса московской школы исследовали индивидуальную суточную динамику температуры тела в зимний и весенний периоды. Было показано, что среднесуточный уровень температуры тела у детей в разные сезоны года достоверно не отличается. Амплитуда суточных колебаний достоверно больше в зимний период. Полученные результаты отражают адаптивные особенности организма детей в исследуемые периоды. Анкетирование (анкета - "совы", "жаворонки") отразило влияние социальных факторов на индивидуальную типологию.
Особенности годовой и дневной динамики параметров сердечного ритма у детей 6 лет в процессе двукратных занятий на пэвм. Организованных в детском саду в первую половину дня
Г.Н. Лукьянец
Экологическая физиология: влияние физической нагрузки на интенсивность микрогемоциркуляции у спортсменов из районов с повышенным уровнем радиации
Ф.Б. Литвин
Методом лазерной допплеровской флоуметрии оценивали состояние микроциркулции в коже на волярной поверхности 4 пальца кисти у 45 спортсменов игровых видов спорта (возраст 17-22 года), родившихся и проживающих на территории с уровнем радиации от 5 до 15 ки/кв.км. Проводили частотно-амплитудный анализ спектра колебаний кожного кровотока в покое и после физической нагрузки нарастающей мощности. Показано, что изменения в системе микроциркуляции в процессе выполнения физичекской нагрузки связаны с усилением метаболических процессов. Реакция на дозированную физическую нагрузку является существенным прошгностическим признаком состояния истемы микроциркуляции.
Содержание микроэлементов в волосах девочек 7-8 лет в зависимости от экологической обстановки в районе проживания
Ф.Г. Ситдиков, Р.Г. Биктемирова, Г.А. Павлова, Н.В. Святова
Работа посвящена изучению содержания микроэлементов в волосах у девочек 7-8 лет, проживающих в районах г. Казани с разной экологической нагрузкой. Для определения свинца и других микроэлементов в волосах был использован метод атомно-адсорбционной спектрофотометрии. Выявлены достоверные отличия в содержании свинца, меди и железа в волосах исследуемых детей. Показано высокое содержание в волосах детей кадмия, стронция, никеля. Приведенные данные свидетельствуют о неотложной необходимости организации и проведения оздоровительных мероприятий, которые позволят выровнять показатели элементного статуса.
Физическая культура: возрастные особенности формирования кинематиеской и динамической структуры прыжков в длину с разбега учащихся 6-16 лет сообщение 3: влияние показателей физического развития и двигательных способностей на совершенствование кинематической и динамической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 9-10 классов общеобразовательной школы
С.А.Баранцев, А.П.Сергеев
Изучено влияние показателей физического развития и двигательных способностей на формирование кинематико-динамической структуры прыжков в длину с разбега учащихся ix-x классов, а также выявлены кинематико-динамические особенности процесса формирования техники прыжков в длину с разбега. Данная статья является продолжением статей, опубликованных в альманахе "новые исследования №1(4) за 2003 год.
Материалы конференции молодых ученых. Москва, институт возрастной физиологии рао, 30 октября 2003
Классификация простых изображений и изображений, включающих дополнительную информацию импульсивными и рефлексивными детьми 7-8 лет
Н.Е. Петренко
В работе исследовались психофизиологические показатели классификации зрительных стимулов у детей в возрасте 7-8 лет, имеющих разные стили когнитивной деятельности. Вероятность правильной классификации фигуры зависит от наличия или отсутствия в ней дополнительной информации. Успешность опознания фигуры, не содержащей дополнительный признак, достоверно выше у группы импульсивных детей, по сравнению с рефлексивными. При включении в фигуру добавочного элемента, совпадающего с основным разделительным признаком, во всех группах детей наблюдалось улучшение классификации изображения. Наличие в фигуре элемента, не совпадающего с разделительным признаком, значимо затрудняет классификацию во всех экспериментальных группах.
Особенности рабочей памяти у подростков на ii - iii стадиях полового созревания
И.С. Игнатьева
Исследовался объем рабочей и кратковременной памяти у подростков, находящихся на ii - iii стадии полового созревания. Для оценки объема рабочей и кратковременной памяти был применен 6 субтест теста векслера. Было выявлено, что обе стадии вызывают уменьшение объема, однако эти изменения наиболее выражены на ii стадии полового созревания.
Ососбенности развития познавательных функций и интеллектуального развития леворуких мальчиков 6-7 лет
А.С. Верба
Изучены особенности раннего развития, познавательных функций и интеллектуального развития леворуких мальчиков 6-7 лет при использовании методики комплексного психофизиологического обследования (м.м.безруких, 1994) и интеллектуального теста для детей векслера (wechler intelligence scale for children, wisc) в модификации а.ю.панасюка. Показано, что у леворуких и праворуких детей существуют различия в функциональном развитии. Корреляционный анализ показал, что у леворуких мальчиков 6-7 лет значительно больше взаимозависимых показателей, нежели у праворуких мальчиков. Дети с отягощенным анамнезом имели трудности в выполнении ряда заданий. Таким образом, наши исследования подтвердили, что не мануальная асимметрия, а нарушения в раннем развитии могут быть причиной трудностей в развитии познавательной сферы.
Особенности нейропсихологического статуса леворуких и праворуких девочек 6 - 7 лет
О.В. Дворянова
Изучены особенностей функционального развития и нейропсихологического статуса леворуких и праворуких девочек 6-7 лет выявлено, что для праворуких и леворуких девочек характерна несформированность блоков мозга, наиболее выраженная у детей с факторами риска в пре- и постнатальном развитии. Показано влияние факторов риска в раннем развитии на сформированность блока регуляции активности мозга. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности мозга является более сформированным у праворуких как в шестилетнем возрасте, так и в семилетнем.
Спектральный анализ некоторых параметров респираторно-гемодинамической системы у школьников 8 лет в покое
О.В. Кузнецова
Методом спектрального анализа изучались колебания ритмов сердца, артериального давления и дыхания у мальчиков и девочек 8 лет в состоянии покоя. Было установлено наличие хорошо выраженных волн быстрого, медленного и очень медленного порядка в ритмах всех трех исследуемых параметров. При этом выявлены четкие различия в структуре спектров ритма сердца, артериального давления и дыхания.
Возрастные особенности вегетативной регуляции у практически здоровых мальчиков 10 - 17 лет по данным кардиоинтервалографии
Т.Н. Коняева
Методом вариационной кардиоинтервалографии изучены возрастные преобразования характера вегетативной регуляции у здоровых мальчиков 10 - 17 лет. Установлено, что с возрастом происходит снижение симпатических центральных влияний и нарастание активности автономного контура регуляции с преобладанием выраженности парасимпатических воздействий.
Особенности адаптации периферического кровообращения при работе на компьютере у мальчиков 9 лет с разными типами автономной нервной регуляции
Т.А. Пономарева
Методом биполярной реографии изучены особенности адаптации периферического кровообращения (головного мозга и предплечья) при работе на компьютере у 30 мальчиков 9 лет с разными типами автономной нервной регуляции. Показано, что мальчики с преобладанием парасимпатических влияний и со смешанным типом регуляции сердечного ритма характеризуются увеличением тонуса крупных и мелких сосудов предплечья и возрастанием тонуса артериол головного уже в первые минуты выполнения работы на компьютере; мальчики с преобладанием симпатических влияний на сердце характеризуются существенным возрастанием тонуса крупных сосудов предплечья и тонуса артериол головного мозга в конце выполнения задания.
Состояние здоровья и индивидуально-групповые особенности морфо-функциональных показателей у современных пятиклассников
Е.В. Кузнецова, С.А.Рыжова
В работе использованы общепринятые статистические и клинические методы изучения состояния здоровья и физического развития учащихся 5-х классов московской школы; при исследовании статистических характеристик сердечного ритма применялся метод р.м.баевского. Установлено, что уровень показателей здоровья, физического развития и темпов полового созревания немного превосходит таковые данные по 1998 году и приближаются к показателям у данной категории подростков 11 лет в 70-е годы. Корреляционный анализ данных выявил взаимосвязь между умственной работоспособностью учащихся и их психофизиологическими и функциональными показателями.
Некоторые особенности уровня и динамики умственной работоспособности учащихся 5 -х классов в режиме дня
Е.В. Тюрина
Методом суточного и недельного хронометража и корректурной пробы по таблицам в.я. Анфимова изучались режим учебного и полного дня школьников 11 лет и уровень их умственной работоспособности (ур) на протяжении учебного дня и недели. Выявлены нарушения в формировании школьного компонента учебного плана и составления расписания занятий без учета динамики ур учащихся. Установлено, что уровень ур и сопротивляемость утомлению у школьников 2002/2003 гг. Ниже по сравнению со сверстниками 1998г.
К характеристике гонадотропной функции гипофиза у мальчиков, занимающихся плаванием, в ходе полового созревания
А.Д. Колесов