Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития

Актуальность исследования

Век широкого применения информационно-компьютерных технологий обусловил существенные изменения в современном образовательном процессе (Kiatrungrit, 2014, Хэтти, 2017, Sánchez-Pérez, 2018 и др.). Как свидетельствует целый ряд научных работ и метаанализов, применение компьютеров в образовательном процессе вызывает большой интерес. Согласно результатам 76 мета¬анализов, учитывающих 4498 исследований, в которых участвовали около 4 миллионов учеников, средний размер эффекта обучения с помощью компьютера равен 0,37 (стандартное отклонение — 0,02), а универсальный индикатор размера эффекта в среднем составляет 25%, то есть в 25 случаях из 100 обучение с применением компьютеров имело положительный результат (Дж. Хэтти, 2017). Однако в нашей стране варианты использования электронных устройств (компьютер, ноутбук, планшет) на разных этапах возрастного развития не систематизированы и практически не исследовано их влияние на функциональное состояние и развитие детей разного возраста. Не определены и модельные варианты использования компьютерных технологий в учебном процессе на разных уровнях образования. Поэтому необходим глубокий и взвешенный анализ имеющейся объективной информации по этому вопросу, необходимо комплексное исследование функционального состояния организма детей и подростков при использовании компьютерной техники при обучения, необходим поиск путей их эффективного использования в системе образования. Данное исследование позволит оценить влияние разных видов цифровых технологий на организм детей и подростков, определить оптимальные режимы и варианты их использования.

Руководитель проекта:

Соколова Людмила Владимировна

Д-р биол. наук, профессор, заместитель директора по научной работе.

Сроки реализации проекта:

2019 – 2025 гг

Контакты:

+7 (499)245-03-53, e-mail: ivfrao@yandex.ru

Цели и задачи проекта:

Цель (2019-2025 гг.): на основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий (КТ) обучения на функциональное состояние организма детей на разных этапах возрастного развития (в рамках популяционного и экспериментального исследования).

Задачи (2019-2025 гг.):

  1. Разработать программу исследования (обоснование проблемы, анализ отечественных и мировых данных, цель и задачи исследования, этапность работы, предполагаемые результаты и их практическое применение, необходимое оборудование), выделить приоритеты, определить методологию и этапы исследования.
  2. Разработать методический инструментарий для проведения физиолого-гигиенического популяционного исследования особенностей использования КТ в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся начального, основного и среднего общего образования (8-10 тыс. учащихся 2,4,5,7,10 классов) в 10 субъектах Российской Федерации (анкеты, опросники и т.п.)
  3. На основе популяционного физиолого-гигиенического исследования изучить особенности использования КТ в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся начального, основного и среднего общего образования в 10 субъектах РФ.
  4. Разработать и апробировать экспериментальные модели оценки влияния использования КТ на функциональное состояние организма детей разного возраста.
  5. На основе экспериментального комплексного психометрического и электроэнцефалографического исследования изучить влияние способа представления значимой информации на мозговую организацию избирательного внимания и рабочей памяти у детей и подростков.
  6. На основе экспериментального исследования провести оценку влияния использования КТ на функциональное состояние и адаптационные возможности организма детей и подростков. Провести сравнительный анализ функционального состояния организма детей и подростков при использовании различных электронных устройств (компьютер, ноутбук, планшет).
  7. Провести анализ влияния двигательного режима на физиологические, психологические и поведенческие аспекты функционального состояния детей и подростков в условиях применения компьютерных технологий обучения.

Регионы-участники популяционного исследования.

В популяционном исследовании (2022 г.) приняли участие общеобразовательные организации 10 регионов Российской Федерации: Архангельская, Калининградская, Новосибирская, Московская, Оренбургская, Пензенская, Свердловская области, Краснодарский, Ставропольский и Хабаровский край.

Цель исследования на 2022 г.: на основе комплексных психофизиологических и физиолого-гигиенических исследований изучить влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (5, 7 класс).

Основные задачи проекта на 2022 г

  • Анализ отечественных и мировых данных о результатах научных исследований влияния компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся в основной школе; особенности режима дня и использования электронных устройств у современных школьников
  • Физиолого-гигиенический анализ особенностей применения компьютерных технологий (КТ) в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся основной школы (5, 7 класс)
  • Проведение психофизиологического и физиологического исследования влияния компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся основного общего образования (5, 7 класс). Сбор экспериментальных данных.
  • Первичная обработка данных. Создание массива данных. Проведение статистической обработки экспериментальных данных.
  • Подготовка обобщающих материалов научных исследований: -особенности использования компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочное время у обучающихся 5,7 классов; -влияние компьютерных технологий обучения на функциональное состояние организма обучающихся 5,7 классов.
  • Подготовка публикаций в рецензируемых журналах и методических рекомендаций для педагогов
  • Представление основных результатов исследования на международных и всероссийских научных (научно-практических) конференциях

Область практического использования и применения результатов исследования.
Получение объективных популяционных данных об использовании цифровых технологий в учебной и внеурочной деятельности детей (характер использования, виды деятельности, физиолого-гигиенические характеристики использования) позволит сформировать предложения и рекомендации по эффективному использованию цифровых технологий в образовательном процессе. В 2021 году будут разработаны научно-методические рекомендации для педагогов и родителей начального общего образования по использованию цифровых технологий в образовательном процессе (использование разных электронных устройств, оптимизации функционального состояния организма обучающихся при их использовании, выбору оптимальных с точки зрения повышения эффективности когнитивной деятельности способов предъявления учебной информации) с целью минимизации рисков их негативного влияния на развитие и здоровье детей.

Полученные результаты могут быть использованы при решении практических задач по профилактике и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния при использовании компьютерной техники в процессе обучения, повышению стрессоустойчивости и работоспособности обучающихся.

Область практического использования и применения результатов исследования.

Получение объективных популяционных данных об использовании цифровых технологий в учебной и внеурочной деятельности детей (характер использования, виды деятельности, физиолого-гигиенические характеристики использования) позволит сформировать предложения и рекомендации по эффективному использованию цифровых технологий в образовательном процессе. В 2021 году будут разработаны научно-методические рекомендации для педагогов и родителей начального общего образования по использованию цифровых технологий в образовательном процессе (использование разных электронных устройств, оптимизации функционального состояния организма обучающихся при их использовании, выбору оптимальных с точки зрения повышения эффективности когнитивной деятельности способов предъявления учебной информации) с целью минимизации рисков их негативного влияния на развитие и здоровье детей.

Полученные результаты могут быть использованы при решении практических задач по профилактике и коррекции неблагоприятных изменений функционального состояния при использовании компьютерной техники в процессе обучения, повышению стрессоустойчивости и работоспособности обучающихся.