Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования
Актуальность исследования
Ежегодно по примерным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации около 6 миллионов российских детей в возрасте от 0 до 18 лет проходят лечение в медицинских стационарах, из них 250 тысяч детей находятся на длительном лечении. Болезнь меняет повседневный уклад жизни всей семьи: ребенок оказывается на длительное время в изоляции от привычной социальной среды – детского сада, школы.
Организация комплексных исследований проблем обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении; разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ; создание и внедрение стандарта модели госпитальных школ, обеспечение на его основе информационного, организационного и научно-методического сопровождения модельных площадок в субъектах Российской Федерации позволит определить научное поле госпитальной педагогики.
Результаты работы над проектом будут использованы для создания новых подходов к обучению и воспитанию детей и разработки научно-методических пособий с целью повышения эффективности работы педагогов госпитальных школ и качества жизни детей, находящихся на длительном лечении.
Руководитель проекта:
Долуев Иван Юрьевич
Кандидат исторических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, лауреат специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах» Всероссийского конкурса «Учитель года России», руководитель программ регионального развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».
E-mail:
Сроки реализации проекта:
2022 – 2024 гг.
Цель исследования:
разработка, апробация, внедрение и научно-методического обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.
Задачи на 2022 год:
- Создание лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, изучающей проблемы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях и на дому:- запуск работы лаборатории, отбор участников исследований, формирование и специальная подготовка исследовательских групп;
- разработка методологических оснований, определение ключевых направлений (тем) методологических и теоретических исследований в области госпитальной педагогики, соответствующих стратегическим задачам развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;
- выявление существенных признаков, особенностей российской модели госпитальной школы;
- научно-методическая поддержка организации конференций, форумов, круглых столов и постоянно действующих семинаров по теории и практике госпитальной педагогики всероссийского и регионального масштаба, а также семинаров и общественных лабораторий при научно-исследовательских и образовательных организациях;
- информирование научно-педагогической общественности о новейших исследованиях в области госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и публикациях в прессе по важным и острым вопросам теории и практики в указанной области;
- подготовка I выпуска сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».
- Совершенствование и доработка существующих методических рекомендаций:систематизированный научный анализ литературных данных о современных характеристиках образовательной среды госпитальных школ;- анализ сложившейся практики обучения детей, находящихся на длительном лечении, в рамках модели Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;- разработка второй редакции методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации с учетом результатов исследования (далее - Проект МР);
- проведение общественного обсуждения Проекта МР и его корректировка по итогам обсуждения.
- Разработка программы проведения эмпирического исследования:- формирование планов научно-исследовательской работы, утверждение ключевых исследовательских тематик;- формирование выборки исследований, выбор образовательных организаций (базы исследований).
Планируемые результаты работы по теме в 2022 году:
- Проект Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации.
- I выпуск сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».
Регионы-участники исследования:
В исследовании принимают участие региональные площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», где реализуется модель госпитальной школы.
№ | Регион | Школа | Ответственные (координаторы) |
1. | Астраханская область
(г. Астрахань) |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Средняя общеобразовательная школа №4 | Александрова Наталья Алексеевна,
директор ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа №4» Почта: aleks-73_73@mail.ru |
2. | Воронежская область
(г. Воронеж) |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» | Гончарова Ирина Анатольевна,
заместитель директора ГКОУ ВО «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Почта: irina.goncharova.74@bk.ru |
3. | Забайкальский край
(г. Чита) |
Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» | Глазунова Юлия Васильевна,
заместитель директора по научно-методической работе ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» Почта: yuliya.glazunova@bk.ru; |
4. | Калининградская область
(г. Калининград) |
Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» | Шемчук Светлана Александровна, учитель русского языка ГБУКО «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат»
Почта: fbouvsosh@mail.ru |
5. | Ленинградская область | Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа - интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» | Пименова Жанна Ивановна,
заместитель директора ГКОУ ЛО «Красные Зори»
Почта: anna_sm69@mail.ru |
6. | Пермский край
(г. Пермь) |
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» | Соромотина Ольга Михайловна, заместитель директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля»
Почта: lybovigolybi@mail.ru |
7. | Приморский край
(г. Владивосток) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Владивосток | Шендрик Инна Алексеевна,
директор МБОУ «Гимназия № 2» г. Владивосток Почта: vladgym2@mail.ru |
8. | Республика Коми
(г. Сыктывкар) |
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Республиканский центр образования» | Булышева Елена Валентиновна, заместитель директора
Почта: elena_bulysheva@mail.ru |
9. | Республика Удмуртия
(г. Ижевск) |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Международный образовательный комплекс "Гармония – школа № 97" | Елена Ивановна Гвоздикова, руководитель структурного подразделения «Госпитальная школа»
Почта: e.l.gvozdikova@ya.ru |
10. | Ростовская область
(г. Ростов) |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 11»
|
Чаркина Елена Николаевна,
региональный координатор проекта «УчимЗнаем» - Ростовская область», тьютор, методист, учитель русского языка и литературы Почта: uchimznaem.rostov@gmail.com |
11. | г. Санкт-Петербург | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 575 Приморского района Санкт-Петербурга | Касавцова Елена Александровна,
директор ГБОУ СОШ №575
Почта: elena-kasavcova@mail.ru |
12. | Свердловская область
(г. Екатеринбург) |
Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» | Савенков Владимир Михайлович - директор ГКОУ СО
«Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Почта: savenkovvm@mail.ru |
13. | Ярославская область,
(г. Ярославль)
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26» | Дмитриева Любовь Валентиновна,
директор МОУ «Средняя школа № 26» Почта: yarsch026@yandex.ru |
Мероприятия, в рамках выполнения проекта:
18 февраля 2022 года на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем».
20-21 апреля 2022 года состоялась I межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы»