Научно-методическое обеспечение реализации российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования

Актуальность исследования

Ежегодно по примерным данным Министерства здравоохранения Российской Федерации около 6 миллионов российских детей в возрасте от 0 до 18 лет проходят лечение в медицинских стационарах, из них 250 тысяч детей находятся на длительном лечении. Болезнь меняет повседневный уклад жизни всей семьи: ребенок оказывается на длительное время в изоляции от привычной социальной среды – детского сада, школы.

Организация комплексных исследований проблем обучения и воспитания детей, находящихся на длительном лечении; разработка, апробация и внедрение инструментов научно-методического обеспечения реализации российской модели госпитальных школ; создание и внедрение стандарта модели госпитальных школ, обеспечение на его основе информационного, организационного и научно-методического сопровождения модельных площадок в субъектах Российской Федерации позволит определить научное поле госпитальной педагогики.

Результаты работы над проектом будут использованы для создания новых подходов к обучению и воспитанию детей и разработки научно-методических пособий с целью повышения эффективности работы педагогов госпитальных школ и качества жизни детей, находящихся на длительном лечении.

Руководитель проекта:

Долуев Иван Юрьевич

Кандидат исторических наук, лауреат Премии города Москвы в области образования, лауреат специальной номинации «За творческую работу с детьми, находящимися на длительном лечении в медицинских стационарах» Всероссийского конкурса «Учитель года России», руководитель программ регионального развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем».

E-mail:

doluev@uchimznaem.ru

Сроки реализации проекта:

2022 – 2024 гг.

Цель исследования:

разработка, апробация, внедрение и научно-методического обеспечение российской модели госпитальных школ, реализующих конституционное право детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских стационарах и на дому, на получение качественного и доступного образования.

Задачи на 2022 год:

  1. Создание лаборатории междисциплинарных исследований в области госпитальной педагогики, изучающей проблемы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях и на дому:- запуск работы лаборатории, отбор участников исследований, формирование и специальная подготовка исследовательских групп;

    - разработка методологических оснований, определение ключевых направлений (тем) методологических и теоретических исследований в области госпитальной педагогики, соответствующих стратегическим задачам развития Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;

    - выявление существенных признаков, особенностей российской модели госпитальной школы;

    - научно-методическая поддержка организации конференций, форумов, круглых столов и постоянно действующих семинаров по теории и практике госпитальной педагогики всероссийского и регионального масштаба, а также семинаров и общественных лабораторий при научно-исследовательских и образовательных организациях;

    - информирование научно-педагогической общественности о новейших исследованиях в области госпитальной педагогики в рамках модели проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем» и публикациях в прессе по важным и острым вопросам теории и практики в указанной области;

    - подготовка I выпуска сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».

  2. Совершенствование и доработка существующих методических рекомендаций:систематизированный научный анализ литературных данных о современных характеристиках образовательной среды госпитальных школ;- анализ сложившейся практики обучения детей, находящихся на длительном лечении, в рамках модели Проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем»;- разработка второй редакции методических рекомендаций об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации с учетом результатов исследования (далее - Проект МР);

    - проведение общественного обсуждения Проекта МР и его корректировка по итогам обсуждения.

  3. Разработка программы проведения эмпирического исследования:- формирование планов научно-исследовательской работы, утверждение ключевых исследовательских тематик;- формирование выборки исследований, выбор образовательных организаций (базы исследований).

Планируемые результаты работы по теме в 2022 году:

  1. Проект Методических рекомендаций Министерства просвещения Российской Федерации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации.
  2. I выпуск сборника «Вопросы обучения детей, находящихся на длительном лечении».

Регионы-участники исследования:

В исследовании принимают участие региональные площадки проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», где реализуется модель госпитальной школы.

Регион Школа Ответственные (координаторы)
1. Астраханская область

(г. Астрахань)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Астраханской области "Средняя общеобразовательная школа №4 Александрова Наталья Алексеевна,

директор ГКОУ АО «Средняя общеобразовательная школа №4»

Почта: aleks-73_73@mail.ru

2. Воронежская область

(г. Воронеж)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Гончарова Ирина Анатольевна,

заместитель директора

ГКОУ ВО «Центр

лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Почта: irina.goncharova.74@bk.ru

3. Забайкальский край

(г. Чита)

Государственное общеобразовательное учреждение «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир» Глазунова Юлия Васильевна,

заместитель директора по научно-методической работе

ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»

Почта: yuliya.glazunova@bk.ru;

4. Калининградская область

(г. Калининград)

Государственное бюджетное учреждение Калининградской области общеобразовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат» Шемчук Светлана Александровна, учитель русского языка ГБУКО «Калининградская средняя общеобразовательная школа-интернат»

 

Почта: fbouvsosh@mail.ru

5. Ленинградская область Государственное казённое общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Школа - интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори» Пименова Жанна Ивановна,

заместитель директора ГКОУ ЛО «Красные Зори»

 

Почта: anna_sm69@mail.ru

6. Пермский край

(г. Пермь)

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля» Соромотина Ольга Михайловна, заместитель директора МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 132 с углубленным изучением предметов естественно-экологического профиля»

Почта: lybovigolybi@mail.ru

7. Приморский край

(г. Владивосток)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» г. Владивосток Шендрик Инна Алексеевна,

директор МБОУ «Гимназия № 2» г. Владивосток

Почта: vladgym2@mail.ru

8. Республика Коми

(г. Сыктывкар)

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Республиканский центр образования» Булышева Елена Валентиновна, заместитель директора

 

Почта: elena_bulysheva@mail.ru

9. Республика Удмуртия

(г. Ижевск)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Международный образовательный комплекс "Гармония – школа № 97" Елена Ивановна Гвоздикова, руководитель структурного подразделения «Госпитальная школа»

 

Почта: e.l.gvozdikova@ya.ru

10. Ростовская область

(г. Ростов)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Лицей № 11»

 

Чаркина Елена Николаевна,

региональный координатор проекта «УчимЗнаем» - Ростовская область»,

тьютор, методист, учитель русского языка и литературы

Почта: uchimznaem.rostov@gmail.com

11. г. Санкт-Петербург Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 575 Приморского района Санкт-Петербурга Касавцова Елена Александровна,

директор ГБОУ СОШ №575

 

Почта: elena-kasavcova@mail.ru

12. Свердловская область

(г. Екатеринбург)

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении» Савенков Владимир Михайлович - директор ГКОУ СО

«Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»

Почта: savenkovvm@mail.ru

13. Ярославская область,

(г. Ярославль)

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 26» Дмитриева Любовь Валентиновна,

директор МОУ «Средняя школа № 26»

Почта: yarsch026@yandex.ru

Мероприятия, в рамках выполнения проекта:

18 февраля 2022 года на флагманской площадке проекта «УчимЗнаем» в Национальном медицинском исследовательском центре детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева прошло заседание Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования по теме «Развитие госпитальных школ в рамках проекта «УчимЗнаем».

20-21 апреля 2022 года состоялась I межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы»