История института

Институт был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время. 

С момента основания Институт становится ведущим научным центром, осуществляющим комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования в области возрастной физиологии и морфологии, школьной гигиены и физического воспитания детей, подростков и юношества, непосредственно направленные на совершенствование образовательной деятельности учебных учреждений, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

semashko

Нарком здравоохранения
Семашко Николай Александрович

martirosyan

Академик АПН СССР
Маркосян Акоп Арташесович

Более 20 лет (с 1949 по 1972 год) Институтом руководил действительный член АПН СССР, профессор А.А.Маркосян. За это время в Институте были заложены основы систематического изучения морфофизиологического развития детей и подростков, разрабатывались актуальные проблемы физиологии, морфологии и биохимии. С 1949 года в Институте на первый план, наряду с проблемами школьной гигиены, были выдвинуты проблемы физического воспитания детей и подростков. Тогда же в Институте широко развернулись исследования в области возрастной физиологии с целью создания естественнонаучных основ педагогической науки.

В 50-е годы впервые было проведено изучение влияния учебной нагрузки в школах и классах с углубленным изучением ряда предметов. В 60-е годы в Институте развернулись первые исследования функционального развития ребенка и познавательной деятельности в сочетании с исследованием морфологии мозга.

collectiv_1948

Коллектив Института в 1946 г.

 1-й ряд: А.Г.Цейтлин, А.Н.Рубакин, Ю.П.Фролов, Н.А.Семашко, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, Г.П.Сальникова, А.Н.Кабанов
 2-й ряд: С.Д.Израилович, Л.Б.Нимен, П.М.Ивановский, Э.Г.Кайлун, В.В.Ефимов, Н.В.Иванов,  Сухоребский, В.И.Пузик
 3-й ряд: О.В.Флеров, В.К.Вермишев, В.Г.Крайнев, А.А.Харьков, А.Г.Иванов-Смоленский
 4-й ряд: 1-я - Г.К.Торопова, 6-й - И.Л.Фрейдин, 7-я - М.В.Антропова, 8-й - А.Е.Заец и др.

profs_1968

Профессора М.В. Антропова и Г.П.Сальникова обсуждают планы работ. Москва, 1968 г.

Научная деятельность Института имела большое значение для совершенствования школьных учебных планов и программ, разработки рациональных и адекватных функциональным возможностям учащихся содержания и методов обучения и воспитания, для научного обоснования мер по укреплению здоровья, построения гигиенически целесообразного режима для детей школьного возраста, определения уровня допустимых умственных и физических нагрузок.

uch_sov

С 1974 по 1982 гг. Институтом руководила академик РАО А.Г.Хрипкова. В этот период значительно повысился научно-методический уровень проводимых в Институте работ. Современное научное оборудование обеспечило возможность исследования различных функций организма в процессе адаптации к учебным и физическим нагрузкам. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза.

В 70-е годы впервые была осуществлена телеметрическая регистрация параметров сердечного ритма и дыхания в процессе учебных занятий. Впервые проведенное лонгитюдное исследование позволило получить данные о возрастных особенностях развития сердечно-сосудистой, нейроэндокринной, мышечной и других систем у детей и подростков от 7 до 17 лет. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза. В эти же годы разрабатываются основы теории и методики физического воспитания в школе и отдельные аспекты спортивной тренировки детей и подростков.

hripkova

Академик АПН СССР
Хрипкова Антонина Георгиевна

kolesov

Академик РАО
Колесов Дмитрий Васильевич

С 1982 по 1996 гг. под руководством действительного члена РАО Д.В.Колесова расширились научно-исследовательские программы, направленные на укрепление связей Института с практическими потребностями современной школы, расширены исследования проблем охраны здоровья детей и подростков, создания оптимальных условий обучения детей с 6 лет, нормирования физических и умственных нагрузок, профилактики наркотизма и полового воспитания школьников.

В 80-е годы впервые были определены физиологические основы стадий полового созревания у мальчиков и девочек; определенны возрастные границы и возрастные критерии каждого этапа полового созревания. 90-е годы - период широкого использования в практике образования результатов научных исследований, накопленных за предыдущие годы. Наряду с публикацией научных монографий вышли в свет и научно-популярные книги для педагогов и родителей.

znamya

В 1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя.

В президиуме: А.В.Петровский, М.В.Антропова.
Знамя получают: директор А.Г.Хрипкова, Л.А.Леонова, В.И.Чемоданов

7-2

Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

На трибуне – директор Института А.Г.Хрипкова. Председательствующий – Г.А Илизаров

В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые, как А.А.Бирюкович, Г.П.Богданов, А.А.Гуминский, В.В.Зайцева, Ю.Ф.Змановский, П.М.Ивановский, А.Н.Кабанов, Р.А.Калюжная, Д.В.Колесов, И.А.Корниенко, А.И.Клиорин, В.И.Козлов, М.М.Кольцова, С.А.Косилов, З.И.Кузнецова, Т.Д.Кузнецова, Б.С.Кулаев, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, Б.А.Никитюк, Г.П.Сальникова, Л.К.Семенова, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, В.С.Фарфель, В.И. Филиппович, А.Г.Хрипкова, А.Г.Цейтлин, В.И.Чемоданов и многие другие.

С 1996 г. по 2020 г. институтом руководила Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Научные исследования М.М.Безруких позволили вскрыть механизмы формирования школьных трудностей, и на этой основе разработать спектр практически важных методик их диагностики, раннего прогнозирования и коррекции.

Принципиально новым является направление разработок М.М. Безруких и ее школы по школьной гигиене,  физиологическим основам организации учебного процесса и здоровьесберегающей системы обучения,  по когнитивным основам обучения,психофизиологии  формирования базовых учебных навыков и психофизиологии школьных трудностей. Результаты этой работы широко используются в практике образования.

maxresdefault

Академик РАО
Марьяна Михайловна Безруких

М.М.Безруких – автор более 350 публикаций, в том числе соавтор монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: «Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста», «Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам», «Физиология подростка», «Нормализация учебной нагрузки», «Физиология развития ребенка» и учебников: «Психофизиология ребенка», «Возрастная физиология».

Авторские спецкурсы «Трудности обучения в начальной школе», «Здоровьесберегающая организация учебного процесса», «Психофизиология школьных трудностей», «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса», «Дифференциальная психофизиология» создали целое направление работы по переподготовке специалистов педагогических и психологических специальностей.

Более 50 книг, таких, как «Проблемные дети», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Обучение письму» и многие другие помогают педагогам и родителям в воспитании и обучении детей. 

В настоящее время Институт возрастной физиологии РАО представляет собой уникальное и единственное в мире научное учреждение, обладающее опытом комплексных многолетних исследований развития ребенка на системном уровне, располагающее широкой информационной и экспериментальной базой, новейшими компьютерными технологиями ведения экспериментальных исследований. 

В Институте сложились традиции междисциплинарных исследований проблем развития ребенка, актуальных для системы образования как общефедерального, так и регионального уровня. В нем созданы и активно развиваются научные школы, объединяющие специалистов в области нейро- и психофизиологии, эндокринологии, физиологии мышечной деятельности, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возрастной анатомии, гистологии и антропологии, биохимии, психоневрологии, педиатрии, психиатрии, а также школьной гигиены и физического воспитания. 

Этапы развития института

Директор Название Основные направления деятельности
Семашко Н.А. НИИ школьной гигиены АПН РСФСР 1945-1948 Школьная гигиена
Возрастная морфология
Возрастная физиология
Маркосян А.А.
1949-1972
НИИ физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР 1949-1962 Изучение санитарных последствий войны
Морфофункциональное развитие ребенка
Физиологические, гигиенические и педагогические проблемы физического воспитания
Гигиенические аспекты охраны и укрепления здоровья детей и подростков
Гигиена физического воспитания
НИИ возрастной физиологии и физического воспитания АПН РСФСР 1963-1968 Созревание регуляторных систем организма ребенка
Созревание регуляторных систем организма ребенка
Морфофункциональные проявления акцелерации развития детского организма
Возрастные особенности вегетативного обеспечения функций, система гемостаза
Научные основы физического воспитания школьников
Филиппович В.И.
1973
НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР 1969-1989 Здоровье и физическое развитие школьников
Хрипкова А.Г. 1974-1982 Морфологическое и функциональное развитие органов и систем организма, возрастная периодизация
Адаптация детей и подростков к учебным и физическим нагрузкам
Нейро- и психофизиологические особенности функционирования мозга ребенка
Метаболическое обеспечение роста, развития, адаптации и деятельности
Колесов Д. В. 1982-1996 Гигиена обучения и воспитания в школе
Физиолого-гигиенические основы физического воспитания и трудового обучения
Содержание и методика физического воспитания детей школьного возраста
Вредные привычки и их профилактика у детей
Половое созревание и половое воспитание
Нейрофизиологические механизмы формирования познавательной деятельности ребенка
НИИ возрастной физиологии и гигиены АПН СССР 1990-1992 Возрастное преобразование физиологических систем, сенситивные и критические периоды в развитии
Физиолого-педагогические основы антиникотинового и антинаркогенного воспитания
Институт возрастной физиологии РАО с 1993 Изучение индивидуально-типологических особенностей динамики роста и морфофункционального созревания ребенка
Безруких М.М.
1996 - 2020
Возрастная психофизиология и психофизиология школьных трудностей
Развитие мозга и познавательной деятельности на разных этапах онтогенеза
Возрастная психофизиология
Педагогическая физиология
Морфофункциональное развитие и здоровье детей
Здоровьесберегающие технологии в образовании
Программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Программы индивидуального адаптивного развития детей до школы
Физиолого-гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания
Психолого-физиологический мониторинг педагогических инноваций
Физиолого-гигиенические требования к организации занятий детей с компьютером
Левушкин С.П.
2020 - 2021
 
 
Войнов В.Б.
с 2021
Институт возрастной физиологии РАО Возрастная физиология и психофизиология. Адаптация детей к условиям образовательной среды.
Морфофункциональное развитие и здоровье детей. Индивидуально-типологические особенности динамики роста и функционального созревания ребенка.
Нейрофизиологические и психофизиологические механизмы развития познавательной деятельности детей и подростков.
Функциональное состояние организма детей и подростков на разных этапах возрастного развития в условиях современной образовательной среды.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся образовательных организаций.
Здоровьесберегающие технологии в образовании. Рациональная организация учебного процесса. Физиолого-гигиенические требования к использованию инновационных технологий в обучении.
Физиолого-гигиенические и психолого-педагогические основы физического воспитания.