Отчеты

О состоянии и перспективах развития научных исследований Учреждения РАО «Институт возрастной физиологии

д.б.н., профессор, академик РАО М.М.Безруких
Москва, Президиум РАО 24 ноября 2010 г.


С 1996 года по настоящее время
Основные направления фундаментальных и практикоориентированных исследований:
 

- Индивидуальные и типологические особенности морфофункционального развития ребенка («портрет» современного ребенка) 
- Функциональное развитие мозга и познавательной деятельности ребенка на разных этапах возрастного развития
- Возрастная психофизиология и психофизиология школьных трудностей
- Психофизиологические основы предшкольного образования
- Здоровье и физическое развитие школьников, здоровьесберегающая деятельность в образовании
- Физиолого-гигиеническое изучение новых технологий в образовании
- Физиолого-гигиеническое изучение инноваций в образовании
- Физиологические основы физического воспитания
- Педагогическая физиология (физиологические основы эффективной организации учебного процесса)

Основные результаты фундаментальных исследований 2006-2010 гг.
На основе комплексной системы исследований: 

1. Определены и сформулированы основные закономерности возрастного развития 
2. Установлены нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы и закономерности в онтогенезе   
3. Разработана методика диагностики функционального развития коры и регуляторных структур мозга    
4. Выделены критерии оценки зрелости коры и регуляторных структур мозга у детей при трудностях в обучении, при нарушении речевого развития и у детей с СДВГ
5. Разработана методика диагностики функционального развития детей предшкольного возраста, психологические основы и принципы индивидуального развития школьнозначимых познавательных функций. Проведен I этап популяционных исследований психофизиологического и функционального развития детей старшего предшкольного возраста.  
6. Разработаны принципы учета индивидуально-типологических особенностей физического развития при организации физического воспитания.  
7. Разработаны критерии оценки влияния работы за компьютером и изучено влияние опыта работы за компьютером на когнитивное развитие и функциональное состояние организма детей разного возраста.
8. Физиологически обоснованы программы занятий физкультурой высокой интенсивности. Выявлена специфика долговременного влияния разного вида физических нагрузок на функциональное состояние детей.
9. Получены новые данные о морфологии мозга, развитии эндокринной и сердечно-сосудистой системы, биоритмологической организации когнитивных процессов. 
10. Ведется отработка новых экспериментальных методик исследования и новых современных методик комплексной оценки экспериментальных данных (система MATLAB)


Динамика публикационной активности

     Индекс цитирования ведущих сотрудников Института по РИНЦ от 70 до 398
Общее количество 1306 п.л.



Внедрение результатов фундаментальных исследований

Основные направления внедрения:
1. Методология и базовая модель здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений в сочетании с образовательными программами формирования культуры здоровья.  
2. Учебно-методические комплекты предшкольного образования. Комплекты учебников, учебных пособий и программ для системы подготовки и повышения квалификации работников образования. 3. Обучающие семинары для педагогов, психологов и воспитателей системы образования.  
4.Просветительская работа с педагогами и родителями.


Реализуемые проекты ИВФ РАО для системы образования:
1. Комплексная системная организация здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Экспертиза инновационных программ.
2. Критерии оценки здоровьесберегающей деятельности.
3. Методика диагностики развития детей 5,5 – 6,5 лет.
4. Методика раннего прогнозирования школьных трудностей.
5. Методика определения причин и характера трудностей обучения письму и чтению.
6. Методика оценки эффективности адаптации детей в школе.
7. Методика организации системной физкультурно-оздоровительной работы в школе.
8. Методика разработки индивидуальных программ развития и комплексной подготовке к школе (УМК «Ступеньки к школе», «Ступеньки к грамоте», «Азбука» и другие учебно-методические пособия.
- семинары;
- консультации;
- мастер – классы.
9. Методика педагогической профилактики вредных привычек (табак, алкоголь, наркотики) для учащихся 2-11 классов. (УМК «Все цвета, кроме черного»)
- семинары;
- мастер – классы.
10. Методика формирования культуры питания для учащихся 1-6 классов (УМК «Разговор о правильном питании»).


Реализуемые проекты ИВФ РАО для системы повышения квалификации:
1. Лекции, семинары, мастер – классы по направлениям 1-10.
2. Спецкурсы (программы и УМК) по темам:
- Рост, развитие, состояние здоровья детей разного возраста (дошкольный, младший школьный, подростковый).
- Дети с особенностями развития (леворукие, гиперактивные, медлительные, часто болеющие), школьные проблемы, тактика работы.
3. Принципы эффективной организации учебного процесса.
4. Психофизиологические основы разработки инноваций в образовании.

Скачать отчет в формате PowerPoint