Функциональное развитие детей дошкольного возраста
О проекте
Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Реализация ФГОС дошкольного образования, организация индивидуального подхода к детям требуют глубокого знания возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей детей на всех этапах дошкольного детства. Подобные исследований в нашей стране немногочисленны и, в основном, ограничиваются изучением отдельных сторон развития (речи, внимания, восприятия, моторного развития и т.п.) в небольших группах детей, что не дает представления о состоянии развития детей дошкольного возраста в стране.
Комплексное исследование функционального развития детей дошкольного возраста позволит определить возрастные особенности детей на современном этапе. Популяционные исследования когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей дошкольного возраста в разных регионах России позволят выявить сильные и слабые стороны развития детей 3-7 лет, внести коррективы в систему дошкольного образования с целью разработки эффективных, адекватных возрасту средств и методов обучения.
Результаты НИР будут использованы для разработки научно-методических пособий с целью повышения информированности родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций о причинах и механизмах трудностей обучения, об их характере и особенностях, о методах диагностики и коррекции.
Цель: на основе комплексных междисциплинарных исследований изучить особенности функционального развития (когнитивного, эмоционального, физического) и здоровья детей дошкольного возраста 3-7 лет в рамках популяционного и экспериментального исследований.
Сроки реализации проекта: 2019-2022 гг.
Этапы исследования:
2019 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 6-7 лет;
2020 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 5-6 лет;
2021 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 4-5 лет;
2022 год: Исследование когнитивного, эмоционального, физического развития и здоровья детей 3-4 лет.
Обобщение данных исследования функционального развития детей 3-7 лет.
Руководитель проекта: Мачинская Регина Ильинична, д-р биол. наук, профессор, член-корр. РАО, заведующая лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности Мачинская Регина Ильинична
Контакты: тел. (499) 245-04-33, 8 (499) 245-03-53, e-mail: MonitoringMP@mail.ru
Регионы-участники исследования:
В популяционном исследовании принимают участие ДОО и центры развития ребенка следующих регионов: Московская область, Новосибирская область, Калининградская область, Пензенская область, Архангельская область, республика Башкортостан.
Региональные координаторы:
Регион РФ |
Ф.И.О. координатора |
E-mail |
Пензенская область |
Купецкова Валерия Феликсовна | |
Калининградская область |
Блохина Ольга Анатольевна | |
Архангельская область |
Истомина Ольга Валерьевна | |
Новосибирская область |
Юшкова Наталья Александровна | |
Московская область |
Ферцер Виктория Юрьевна | |
Республика Башкортостан |
Бесчаскина Ирина Владимировна |
Диагностические материалы
1. Комплексная диагностика детей 3-4 лет – https://disk.yandex.ru/d/m9wlQanZleS-nw
2. Анкеты – https://disk.yandex.ru/d/RUVKBw8AbaAOoA
3. Двигательная подготовленность – https://disk.yandex.ru/d/lagCNSYXSY9sMg
Мероприятия, в рамках выполнения проекта
14 марта 2022 года в ФГБНУ «ИВФ РАО» прошел круглый стол на тему «Функциональное и физическое развитие детей 4-5 лет».
Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке: https://clck.ru/ecHWC
29 марта 2022 года в ФГБНУ «ИВФ РАО» прошел вебинар для региональных координаторов и специалистов ДОО по проведению популяционного исследования развития дошкольников 3–4 лет.
Посмотреть запись круглого стола можно по ссылке: https://clck.ru/ecNtz
© Институт возрастной физиологии РАО, 2003-2022, www.ivfrao.ru