2003

Научные труды ИВФ РАО в 2003 г.

Учебники, учебные и методические пособия и рекомендации

Анатомия нервной системы: учебник для студентов психологических факультетов педвузов / Под ред. В.И Козлова, Т.А. Цехмистренко.- М.: Мир, 2003.- 3 п.л.

Безруких М.М., Ефимова С.П., Круглов Б.С. Как помочь первокласснику хорошо учиться.– Тула: Родничок, 2003.- 10,8 п.л.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Хрестоматия для педагогических и психолого-педагогических высших учебных заведений.- М.: Академия, 2003.- 17 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Мир вокруг меня: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.– М.: Дрофа, 2003.-2 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Развиваем логическое мышление: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.– М.: Дрофа, 2003.- 2 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся находить противоположности: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.– М.: Дрофа, 2003.- 2 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся учиться: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.– М.: Дрофа, 2003. 2 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Цвет: Пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста.– М.: Дрофа, 2003. – 2 п.л.

Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании: Учебно-методический комплект для учащихся 3-4 классов.- М.: Олма-Пресс Инвест, 2003.- 5 п.л.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Учебник.- 2-е изд.- 12. п.л.

Зайцева В.В. Полные и худощавые дети: Брошюра для родителей и педагогов.– М.: Вентана-Граф, 2003. -1,5 п.л.

Леонова Л.А. Как правильно выбрать книгу для дошкольников: Брошюра для родителей и педагогов.- М.: Вентана-Граф, 2003.– 1,5 п.л.

Леонова Л.В., Макарова Л.В.. Как подготовить ребенка к работе на компьютере.- М.: Вентана-Граф, 2003. -1,5 п.л.

Савватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение.- М.: Вентана-Граф, 2003.– 1,5 п.л.


Статьи в научных и научно-методических изданиях

Антропова М.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М., Смирнова Т.И. Работоспособность и состояние здоровья первоклассников – детей седьмого года жизни после двухлетнего развивающего обучения // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,8 п.л.

Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Столяк И.Н., Шлемин А.М. Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6-16 лет. Сообщение 1: формирования кинематической структуры в условиях применения на уроках физической культуры традиционных методик //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 1 п.л.

Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Шлемин А.М. Совершенствование техники бега на скорость. VIII – XI классы // Физическая культура в школе.- 2003.- № 5.- 0,4 п.л.

Баранцев С.А., Ведринцев А.В., Баранников В.В. Совершенствование техники прыжков в длину с разбега способом «согнув ноги». III класс //Физическая культура в школе.- 2003.- № 3. - 0,5 п.л.

Баранцев С.А., Мельников В.В., Сергеев А.П., Чикаш С.Л. Возрастные особенности формирования кинематической структуры прыжков в длину с разбега у учащихся 6-16 лет. Сообщение 2: Формирование техники прыжков в условиях применения на уроках физической культуры методик, учитывающих особенности кинематической структуры движения // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,7 п.л.

Безруких М.М, Фарбер Д.А. Возрастная физиология в РАО (этапы развития 1943-2003) // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,5 п.л.

Безруких М.М. Как не навредить здоровью ребенка // Новости образования.-2003.– № 15-16(48).- 0,5 п.л.

Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника. «Фактор риска». Как его определить // Дошкольное воспитание.- 2003.– № 2.- 0,5 п.л.

Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника. «Фактор риска». Как его определить // Дошкольное воспитание.- 2003.– № 3.- 0,5 п.л.

Безруких М.М. Портрет будущего первоклассника. «Фактор риска». Как его определить // Дошкольное воспитание.- 2003.– № 4.- 0,5 п.л.

Безруких М.М. Психофизиологические механизмы трудностей обучения письму на начальном этапе формирования навыка // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,5 п.л.

Безруких М.М., Ефимова С.П., Юркевич Е.Н. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,5 п.л.

Безруких М.М., Хрянин А.В. Особенности организации мозга у праворуких и леворуких детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности Сообщение 1: Сравнение основных параметров ЭЭГ при зрительно-пространственной деятельности низкого уровня сложности // Физиология человека.- 2003.- Т. 29.- № 3.- 0,5 п.л.

Богатов А.А. Особенности адаптации лыжников с разными типами энергообеспечения скелетных мышц к дозированным и тренировочным нагрузкам // Физиология человека.- 2003.- Т. 29.- № 4.- 0,5 п.л.

Богатов А.А. Особенности адаптации лыжников с разными типами энергообеспечения скелетных мышц к дозированным и тренировочным нагрузкам // Физиология человека.- Т. 29.- 2003.- №4.- 0,5 п.л.

Богатов А.А. Связь индекса напряженности регуляторных систем и других показателей сердечного ритма со специальной работоспособностью лыжников-гонщиков // Теория и практика физической культуры.- 2003.- № 1.- 0,5 п.л.

Васильева В.А. Особенности фиброархитектоники полей затылочной области и височно-теменно-затылочной подобласти коры большого мозга детей от рождения до 12 лет // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,5 п.л.

Васильева Р.М., Букреева Д.П., Сонькин В.Д. Динамика функционального состояния двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в процессе различной интенсивности у девочек 9-14 лет // Новые исследования- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,6 п.л.

Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Столяк И.Н., Шадзевская М.В. Физическое воспитание младших школьников на основе реализации личностно ориентированного подхода // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.- 2003.- № 1.- 0,5 п.л.

Горев А.С., Семенова О.А. Влияние индивидуальных особенностей ЦНС на эффективность формирования релаксационных навыков при использовании биологической обратной связи у детей 9-10 лет // Физиология человека.- 2002.- № 4.- 0,5 п.л.

Дубровинская Н.В., Мачинская Р.И. Реактивность альфа и тета диапазонов ЭЭГ при произвольном внимании у детей младшего школьного возраста // Физиология человека.- Т. 28.- 2002. -№ 5.- 0,5 п.л.

Зайцева В.В. Биологические основы индивидуального подхода к охране и укреплению здоровья // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 1,2 п.л.

Зайцева В.В. Зачем учиться физкультуре // Учительская газета.-2003.- № 38 (9963).- 0,5 п.л.

Кирпичев В.И. и др. Система, сберегающая здоровье школьников: физиолого-гигиенические и педагогические аспекты // Директор школы.- 2003.- №.4.- 0,5 п.л.

Кирпичев В.И. Психофизиологические особенности детей с временной задержкой психического развития // Проблемы и перспективы развития начальной школы в условиях модернизации образования: Сб. науч.статей.- Магнитогорск: 2003.- 0,6 п.л.

Копылов Ю.А. Укрепляя мышцы живота //Физическая культура в школе.- 2002.- № 3.- 0,5 п.л.

Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Домашние задания //Физическая культура в школе.- 2002.- № 6.- 0,5 п.л.

Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Социализирующая функция физического воспитания //Семья в России: Научный общественно-политический журнал.– 2003.- № 2.– 0,5 п.л.

Копылов Ю.А., Шадзевская М.Э. Разработать славянский национально-региональный компонент учебного предмета // Физич. культура в школе.-2003.- № 3.- 0,3 п.л.

Кузнецова Л.М. Здоровьесберегающие технологии в системе развивающего образования // Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы.- М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.– 0,7 п.л.

Кузнецова Л.М. Общая характеристика состояния здоровья детей и подростков в современной России: Реферативно-аналитический обзор // Перемены.- М.: Эврика, 2003.- № 3.- 1,1 п.л.

Кузнецова Л.М. Уровень и динамика состояния здоровья учащихся 1-х и 10-х классов общеобразовательных школ, участвующих в эксперименте МО РФ// Перемены.- М: Эврика, 2003.- № 3.- 0,8 п.л.

Кузнецова Л.М. Физиолого-гигиеническое и психологическое обоснование разных условий и методов развивающего обучения дошкольников // Развивающее образование – многоступенчатая система. Замысел. Реализация. Перспективы. Часть I.- М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003. – 0,7 п.л.

Леонова Л.А. Некоторые итоги и перспективы исследования проблемы «Компьютер и здоровье ребенка» //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.– № 1(4).– 0,8 п.л.

Макарова Л.В. Влияние двукратных дневных занятий с использованием ПЭВМ на умственную работоспособность дошкольников 6 лет // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.– № 1(4).– 0,5 п.л.

Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания // Журнал ВНД.- 2003.- Т. 53.- № 2.- 1 п.л.

Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Шкловским В.М. Роль структур правого и левого полушарий головного мозга в формировании речи и памяти у детей // Физиология человека.- 2002.- Т. 28.- № 6.- 0,5 п.л.

Пронина Т.С. Скорость реакции на световой и зрительный стимулы у школьников третьего класса на протяжении учебного года //Новые исследования.- М.: Вердана.- 2002.– № 2.- 0,6 п.л.

Рыбаков В.П. Критические, сенситивные и кризисные периоды онтогенеза //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 0,7 п.л.

Савватеева С.С., Шишкин К.С. Состояние аккомодационного аппарата глаза детей 6 лет в процессе двукратных занятий в день с использованием ПЭВМ //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.– № 1(4).- 0,5 п.л.

Самбуров А.В., Самбурова И.П., Разживина И.М., Соколов Е.В. Развитие вентиляционной системы школьников младших классов (9-10 лет), часто болеющих острыми респираторно-вирусными заболеваниями (ОРВЗ) //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 0.6 п.л.

Сельверова Н.Б. Джандарова Т.И., Соликов В.А. Влияние гипопаратиреоза на обучение, переобучение и память //Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 0,5 п.л.

Семенова О.А. Нейропсихологический анализ мозговой организации письма. Обзор литературных данных //Новые исследования.-М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 1,0 п.л.

Семенова О.А. Нехорошая компания // Семейный доктор.- 2003.-№ 3.- 0,5 п.л.

Сонькин В.Д. 100 лет физиологии развития // Новые исследования.- 2003.- №1(4).- 0,7 п.л.

Сонькин В.Д. 100 лет физиологии развития //Новые исследования.- 0,5 п.л.

Сонькин В.Д., Букреева Д.П., Васильева Р.М. Динамика функционального состояния двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы в процессе различной интенсивности у девочек 9-14 лет // Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- № 1(4).- 0,8 п.л.

Тамбовцева Р.В. Состояние здоровья и особенности занятий физической культурой студентов спецгрупп МГУ им. М.В. Ломоносова // Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи: Сб. науч. статей.- М.: МГУ, 2003.- 0,5 п.л.

Тамбовцева Р.В. Формирование энергообеспечения мышечной деятельности у подростков и юношей различных конституциональных типов //Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи.- М.: МГУ, 2003.- 0,5 п.л.

Тамбовцева Р.В. Формирование энергообеспечения мышечной деятельности у подростков и юношей различных конституциональных типов //Физическое воспитание и спорт учащейся молодежи.- М.: МГУ, 2003.- 0,5 п.л.

Тамбовцева Р.В., Корниенко И.А., Панасюк Т.В. Возрастные изменения состава тела и особенностей телосложения у мальчиков 7-17 лет // Морфология.- 2003.- №1.- 0,5 п.л.

Фарбер Д.А. Развитие восприятия в онтогенезе. Психофизиологический анализ // Мир психологии.- 2003. -№ 2.-0,7 п.л.

Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Количественные изменения фиброархитектоники коры большого мозга человека от рождения до 12 лет // Морфология.-2003.- №2.- 0,5 п.л.

Шумейко Н.С. Фиброархитектоника полей соматосенсорной и сенсомоторной областей коры большого мозга детей от рождения до 12 лет// Новые исследования.- М.: Вердана, 2003.- №1(4).- 0,7 п.л.

Тезисы докладов на конференциях

Банчукова Т.А., Копылов Ю.А., Полянская Н.В.Проблема физкультурно-оздоровительной реабилитации школьников // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».– Коломна, 2003.– Т I.

Баулина Н.С., Копылов Ю.А. Мотивы к занятиям физической культурой у первоклассников // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.– Т I

Баулина Н.С., Копылов Ю.А., Соколова Т.Г. Педагогическая характеристика учащихся первого класса // Материалы XIII Межд. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.– Т I.

Безруких М.М. Представления Н.А. Бернштейна о построении движений и современные исследования произвольных движений в онтогенезе // Материалы международной конференции: Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева).-М., 28-30 мая 2003.

Бетелева Т.Г., Мачинская Р.И., Фарбер Д.А. Возрастные особенности функциональной специализации полушарий при когнитивной деятельности // Материалы второй Всероссийская научной конференци: Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии.- М., 2003.

Букреева Д.П., Васильева Р.М. Изменения биоэлектрической активности мышц и показателей сердечно-сосудистой системы во время выполнения физических нагрузок у школьниц разного возраста // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».– Коломна, 2003.– Т I.

Васильева В.А., Шумейко Н.С. Изменение с возрастом нейронных группировок в двигательной и височно-теменно-затылочной областях коры большого мозга человека//Матер.Всерос.конф. «Гистологическая наука в XXI веке: итоги, задачи, перспективы».- М.,2003.

Васильева В.А., Шумейко Н.С. Особенности фиброархитектоники некоторых областей коры большого мозга человека от рождения до 16 лет // Матер. науч.конф. «Пластичность и структурно-функциональная взаимосвязь коры и подкорковых образований мозга».- М., 2003.

Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Малыхина М.В., Полянская Н.В. Влияние экстремальных факторов окружающей среды на физические, психические и социальные показатели младших школьников // Материалы XI Международного симпозиума «Эколого-физиологические проблемы адаптации».- М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003.

Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Биологические, психические и социальные особенности учащихся младшего школьного возраста // Материалы VII Международного научного конгресса «Современный олимпийский спорт и спорт для всех».- М.: СпортАкадемПресс, 2003.- Т I.

Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Динамика силовых показателей детей 7-10 лет с учетом длины и массы тела // Материалы II Международн. конф. по физиологии мышц и мышечной деятельности «Физиология мышц и мышечной деятельности».- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.

Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Столяк И.Н. Сенситивные периоды силовых показателей детей 7-10 лет с учетом длины и массы тела // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.– Т I.

Горев А.С., Семенова О.А. Эффективность БОС тренинга для улучшения саморегуляции функционального состояния ЦНС у младших школьников. // Тезисы конференции: Достижения биологической функциологии и их место в практике образования.- Самара, 2003.

Губарева Е.В., Сельверова Н.Б., Губарева Л.И. Формирование краткосрочной и долгосрочной памяти у потомства 1 и 2 поколения от матерей, страдающих гиперкотицизмом // Материалы докладов XI Международного симпозиума: Эколого-физиологические проблемы адаптации.- М., 2003.

Гурова О.А., Лазарев М.Л. Роль метода музыкальной регуляции дыхания в восстановленнии функции внешнего дыхания у детей и подростков, страдающих бронхиальной астмой // Материалы межд.конф.: Автоматизированный анализ гипоксических состояний.- Нальчик, 2003.

Зайцева В.В. Физическое воспитание в школе: новые эффективные технологии // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.– Т I.

Козлов В.И., Цехмистренко Т.А., Вологиров А.С. Возрастные особенности изменений толщины коры и ее слоев в лобной доле большого мозга человека // Матер.Всерос.конф. «Гистологическая наука в XXI веке: итоги, задачи, перспективы».- М.,2003.

Копылов Ю.А., Головина Л.Л. Структура культурологических стремлений младших школьников с разным уровнем сформированности качества уважения к окружающим // Материалы второй Всероссийской научно-практич. конф. «Психология притеснения: обидчики и обиженные».- Коломна, 2002.

Копылов Ю.А., Головина Л.Л. Структура приоритетных направлений совершенствования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Материалы совместной научн. конф. профессорско-преподавательского состава МГАФК, РГАФК, ВНИИФК.- Малаховка, 2002.

Копылов Ю.А., Головина Л.Л. Структура физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся общеобразовательной школы // Материалы XII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2002.

Копылов Ю.А., Травин Ю.Г., Устинов В.А. Структура самостоятельных занятий физическими упражнениями учащихся общеобразовательной школы // Материалы XIII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.- Т I.

Крупская Е.В. Использование ЭЭГ для диагностики функционального состояния мозга у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью // Тезисы конференции «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок».- Архангельск, 2003.

Кузнецова Т.Д., Самбурова И.П., Соколов Е.В., Самбуров А.В. Разживина И.М. Механизмы адаптации системы дыхания к физическим нагрузкам у детей школьного возраста // Материалы межд.конф. «Автоматизированный анализ гипоксических состояний».- Нальчик, 2003.

Леонова Л.А., Бирюкович А.А., Лукьянец Г.Н., Макарова Л.В., Савватеева С.С., Шишкин К.С. Режим развивающих занятий с использованием ПЭВМ // Материалы научно-практической конференции «Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.

Малыхина М.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Концепция коррекционно-профилактических мероприятий в процессе физического воспитания ослабленных детей младшего школьного возраста // Материалы Международной научно-практич. конф. «Физическая культура и спорт в жизни общества и человека».- Тула, 2002.

Малыхина М.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Особенности психофизиологических показателей учащихся начальной школы, имеющих разный уровень социальной адаптации // Материалы второй Всероссийской научно-практич. конф. «Психология притеснения: обидчики и обиженные».- Коломна, 2002.

Мачинская Р.И., Дубровинская Н.В. Мозговое обеспечение информационных и мотивационных компонентов произвольного внимания у детей младшего школьного возраста // Материалы второй международной конференции посвященной памяти А.Р. Лурия.- М.: МГУ, 2003.

Петренко Н.Е. Исследование механизмов классификации изображений у импульсивных и рефлексивных детей 7-8 лет // Тезисы конференции «Достижения биологической функциологии и их место в практике образования».- Самара, 2003.

Семенова О.А. Об одной из возможных причин трудностей в обучении детей младшего школьного возраста // Материалы конференции: «Здоровая образовательная среда – здоровый ребенок».- Архангельск, 2003.

Скороходова Т.А. Асимметрия функциональной организации правого и левого полушарий при зрительно-пространственной деятельности у детей младшего школьного возраста // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии».– М., 2003.

Тамбовцева Р.В. Состояние здоровья студенток спецгрупп МГУ им. М.В.Ломоносова // Материалы научно-практической конференции: «Физическая культура – одно из основных немедикаментозных средств оздоровления».- М., 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Возрастные изменения массы костной ткани мальчиков и девочек различных конституциональных типов от 7 до 17 лет. // Материалы конференции: «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Возрастные изменения мышечной и жировой ткани мальчиков и девочек различных конституциональных типов от 7 до 17 лет. // Материалы конференции: «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Конституциональные основы совершенствования двигательной функции в юношеском возрасте // Сборник научных трудов. межд.научн.практ.конф.- Череповец, 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Конституциональные особенности состава мышечных волокон в скелетных мышцах молодых мужчин // Сборник научных трудов международной конференции «Актуальные проблемы морфологии».- Красноярск, 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Конституциональные особенности физической работоспособности подростков // Материалы межд.конгресса; «Современный олимпийский спорт для всех».- М., 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Связь показателей аэробной и анаэробной производительности с ростом костной, мышечной и жировой тканей у мальчиков и девочек 7-17 лет // Сборник научных трудов межд. научно-практ. конф.- Череповец, 2003.

Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Соматотипические особенности «физиологической стоимости» работы в зонах аэробной и анаэробной мощности у школьников // Материалы всероссийской научно-практ. конф.: «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков».- М., 2003.

Тамбовцева Р.В., Сонькин В.Д., Корниенко И.А. «Физиологическая стоимость» физической работы у мальчиков и девочек различных конституциональных типов в период от 7 до 17 лет. // Материалы второй научной конференции по физиологии мышц и мышечной деятельности.- М., 2003.

Фарбер Д.А., Бетелева Т.Г Динамическая функциональная организация системы зрительного восприятия // Материалы второй международной конференции посвященной памяти А.Р. Лурия.- М.: МГУ, 2003.

Фарбер Д.А., Мачинская Р.И. Психофизология активности. Онтогенетические исследования // Материалы международной конференции Теория деятельности: фундаментальная наука и социальная практика (к 100-летию А.Н. Леонтьева). М.: МГУ. 2003. С. 160.

Цехмистренко Т.А., Васильева В.А., Шумейко Н.С. Межполушарные различия возрастной динамики толщины коры мозжечка и некоторых областей коры большого мозга человека // Тезисы .II науч. конф. «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии».- М.: Инс-т мозга, 2003.

Цехмистренко Т.А., Козлов В.И. Кластерная организация структуры зернистого слоя коры мозжечка человека // Матер.Всерос.конф. «Гистологическая наука в XXI веке: итоги, задачи, перспективы».- М., 2003.

Шадзевская М.Э. Оценка уровня владения учащимися начальной школы разделами учебного предмета «Физическая культура» // Материалы XIII международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2003.

Шадзевская М.Э., Копылов Ю.А. Аксиома адаптированности как базовая основа физического воспитания учащихся общеобразовательной школы // Материалы XII Международн. научно-практич. конф. по проблемам физического воспитания учащихся: «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире».- Коломна, 2002.

Шадзевская М.Э., Копылов Ю.А. Основы начальной танцевальной подготовки детей младшего школьного возраста // Материалы VII Международной научно-методич. конф. по проблемам развития танцевальных видов спорта.- М.: РГАФК, 2003.

Нормативные документы

Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03) / Леонова Л.А., Макарова Л.В. – М., 2003.- 54с. (3 п.л.)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы / Леонова Л.А., Макарова Л.В. и др. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России (СанПиН 2.4.1.1249-03), 2003.- 92с. (4,5 п.л.)

Научные доклады , отчеты

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Состояние здоровья и учебная нагрузка школьников 11 класса в условиях эксперимента (в разных регионах России): Науч. отчет по теме РАО «Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».– 2,7 п.л.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Зайцева В.В., Кузнецова Л.М., Параничева Т.М. Состояние здоровья и учебная нагрузка школьников 2 класса в условиях эксперимента (в разных регионах России): Науч. отчет по теме РАО «Методические аспекты нормализации учебной нагрузки школьников».– 2,5 п.л.

Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. и др. Гендерные, возрастные, психолого-физиологические подходы к разработке дидактики и методики преподавания физической культуры в начальной школе: Науч. отчет.- 13 п.л.

Сонькин В.Д., Зайцева В.В. Современные подходы к организации и проведению мониторинга состояния здоровья, физического и моторного развития детей, подростков и молодежи применительно к задачам модернизации образования в условиях сельского социума: Аналитическая справка по теме РАО «Формы и методы мониторинга состояния здоровья, физического и моторного развития детей, подростков и молодежи, проживающих в сельской местности, в условиях системной модернизации образования».- 5.2 п.л.