1998-2002

Научные труды ИВФ РАО в 1998-2002 гг.

Важнейшие результаты исследований, полученные впервые

  1. Получены новые принципиально важные данные о нейрофизиологических механизмах межцентральной интеграции, обеспечивающих функциональную организацию мозга в процессе когнитивной деятельности. Впервые у детей показаны существенные различия пространственной организации нейронных сетей, обеспечивающих разные аспекты познавательной деятельности: мотивационно-эмоциональный и информационно-семантический. Выявлена прогрессивная динамика пространственной организации нейронных сетей в диапазоне от 7–8 лет к 9–10 годам, связанная с созреванием регуляторных систем мозга. Впервые показано, что наиболее выраженные нарушения внимания, произвольной регуляции и саморегуляции, определяющие трудности учебной деятельности, связаны с несформированностью или дисфункцией фронто-таламической регуляторной системы.
  2. На основе полученных новых данных для нужд практики разработана и апробирована методика развития возможностей произвольной регуляции функционального состояния у детей младшего школьного возраста на основе биологической обратной связи, способствующая повышению эффективности познавательной деятельности ребенка.
  3. Впервые показана многовариантность трудностей обучения письму и чтению на начальных этапах обучения у детей с разным уровнем развития познавательных функций. Впервые показано, что трудности обучения письму и чтению никогда не вызываются нарушениями одного компонента деятельности и носят комплексный мультифакторный характер, причем наиболее значимыми факторами являются функциональная слабость ЦНС, связанная с состоянием физического и психического здоровья. Ведущей причиной неспецифических трудностей обучения письму и чтению у первоклассников являются несформированность механизмов организации деятельности.
  4. Полученные теоретические результаты стали основой для разработанных и апробированных программ и методик адаптивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, методики раннего прогнозирования школьных трудностей.
  5. Впервые выявлены и проанализированы системные онтогенетические изменения структурной организации коры большого мозга и мозжечка детей 6-9 лет по комплексу микроанатомических показателей. Показано, что к 12 годам фиброархитектоника зон коры мозжечка достигает уровня взрослых людей. Показаны различия в развитии функционально и филогенетически отличающихся корковых зон мозга. Данные получены впервые и имеют важное теоретическое значение для понимания развития мозговых структур в онтогенезе человека и могут быть использованы в практике медицинской диагностики и в определенной мере при разработке гигиенических режимов умственной нагрузки младших школьников.
  6. Впервые показано, что функциональное состояние гипоталамо-гипофизарно-адрено-кортикальной системы, обеспечивающей адаптацию организма к условиям внешней среды, зависит от избирательного влияния кортикостероидов, которое обусловливает включение гормонального эффекта в интегративную деятельность мозга и формирует особенности адаптивного поведения в виде реакций страха и агрессии. Полученные сведения могут быть использованы на практике при разработке методик коррекции состояния детей, которые испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми.
  7. В результате исследования морфо-физиологических особенностей развития двигательных функций у детей разных типов конституции сформулирована принципиально новая концепция возрастной периодизации, основанная на теоретических разработках и экспериментальных данных о чередовании фаз роста и дифференцировок в развитии мышечной ткани. Изменения темпа роста массы и длины тела могут служить маркерами границ возрастных периодов онтогенеза. Впервые показаны конституционально-типологические различия в темпах ростовых процессов и развитии мышечной энергетики у детей от 7 до 16 лет. Эти данные используются при разработке нового подхода к формированию стандартов двигательной подготовленности в физической культуре.
  8. Анализ влияния факторов возраста и полового созревания на развитие мышечной функции и ее вегетативного и нервного обеспечения позволил получить новый материал для физиолого-гигиенического нормирования физических нагрузок и наметить пути эффективного использования уроков физической культуры для формирования навыка эстетичых и биомеханически правильных движений у подростков, находящихся на различных стадиях биологической зрелости. Впервые доказано, что нарушения в гармоничности физического развития ведут к существенному ухудшению нервно-мышечной координации и тормозят развитие биологически предопределенных свойств организма на этом этапе онтогенеза. На практике доказано, что существенно улучшить и ускорить прохождение наиболее сложных этапов развития и более полноценно использовать сенситивные периоды в развитии моторики подростков можно при адекватном использовании прогрессивных технологий физического воспитания.
  9. Впервые при психолого-педагогической и медико-физиологической оценке эффективности работы школ показано, что школа неумышленно создает поле повышенной тревожности и является главным фактором в создании внутреннего дискомфорта ребенка и в сфере межличностных отношений в школе и семье. Выявлены наиболее существенные факторы, влияющие на повышение уровня школьной тревожности и неблагоприятное изменение в состоянии здоровья учащихся (стиль деятельности педагога, отсутствие рациональной организации учебно–воспитательного процесса, взаимоотношения между учащимися в классных коллективах и с учителями, неготовность многих детей к систематическому школьному обучению). Полученные результаты могут и должны быть использованы в практике совершенствования учебно-воспитательного процесса.
  10. Впервые проведен физиолого-гигиенический анализ организации занятий дошкольников с использованием персональных компьютеров, показавший, что на фоне рационально организованного режима дня и соблюдения гигиенических требований работоспособность детей 6 лет в начале учебного года снижается от начала к середине дня (после различных занятий) и восстанавливается во второй половине дня после дневного сна и полдника. Использование компьютеров в детском саду на развивающих занятиях с дошкольниками 6 лет при строгом соблюдении рекомендаций по профилактике зрительного утомления допустимо как в первой, так и во второй половине дня. Во второй половине дня занятия следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 час. 30 мин. до 16 час. 30 мин.
  11. Разработано новое содержание учебной дисциплины «Физическая культура» в 1-2-х классах общеобразовательной школы, подготовлен новый учебный материал для учащихся II классов, включающий разделы «Основы знаний по физической культуре», «Способы двигательной деятельности», «Физическое совершенствование»: «Гимнастика с основами акробатики», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Подвижные игры» и «Общеразвивающие упражнения».

В 2003-2006 годах продолжались исследования в рамках подпрограммы "Физиологические и психофизиологические основы обучения и сохранения здоровья учащихся» в двух основных направлениях: 1) Морфо-физиологические и психофизиологические особенности организма подростков; 2) Физиолого-гигиеническое, психофизиологическое и научно-методическое обеспечение модернизации образования. Предполагается получить новые дан-ные о формирования интегративных функций и механизмов физиологических систем организма (эндокринной, мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, ЦНС), а также комплекса психофизиологических функций у подро-стков в период полового созревания, обеспечивающих адаптацию организма к школьным нагрузкам, и выделить основные критерии, характеризующие осо-бенности физиологического и психофизиологического развития подростков на этом этапе онтогенеза. Будут также проведены работы по оценке индивидуально-типологических особенностей умственной работоспособности, анализу и оценке педагогических технологий охраны и укрепления здоровья, разработке модульных программ формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, физиолого-гигиенической оценке влияния на организм детей работы на персональных.компьютерах, по разработке теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования.


Тематика завершенных исследований ИВФ РАО в 2000-2002 гг.

ПОДПРОГРАММА "ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА"

Научный руководитель - Безруких М.М., чл.-корр. РАО
Головная организация - Институт возрастной физиологии РАО


Раздел 1. МОРФО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ, ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Научные руководители:
Фарбер Д.А., академик РАО
Сонькин В.Д., д.биол.н.
Нейрофизиологические основы индивидуальных особенностей формирования познавательной деятельности в предшкольном и младшем школьном возрасте 
№ г.р. 01.20. 0010366
Руководители темы:
Фарбер Д.А., академик РАО
Дубровинская Н.В., чл.-корр. РАО
Психофизиологические механизмы дислексии 
№ г.р. 01.20. 0010374
Руководитель темы
Безруких М.М., чл.-корр. РАО
Структурные преобразования мозга у детей предшкольного и младшего школьного возрастов 
№ г.р. 01.20. 0010370
Руководитель темы
Цехмистренко Т.А., д.биол.н.
Формирование интегративных регуляторных механизмов эндокринной системы у детей школьного возраста 
№ г.р. 01.20. 0010373
Руководитель темы
Сельверова Н.Б., д.мед.н.
Индивидуально-типологические особенности системы кровообращения детей в процессе онтогенеза 
№ г.р. 01.20. 0010369
Руководитель темы
Тупицын И.О., д.мед.н.
Морфо-физиологические особенности развития двигательных функций у детей разных типов конституции 
№ г.р. 01.20. 0010377
Руководитель темы
Сонькин В.Д., д.биол.н.
Закономерности функционального развития системы дыхания у детей младшего школьного возраста разных групп здоровья и физического развития 
№ г.р. 01.20. 0010371
Руководители темы:
Кузнецова Т.Д., д.мед.н.,
Соколов Е.В., к.биол.н.


Раздел 2. ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Научные руководители:
Леонова Л.А., чл.-корр. РАО
Зайцева В.В., д.пед.н.

Физиолого-гигиеническое обоснование здоровьесберегающей (рациональной) организации занятий с использованием ПЭВМ в режиме дня детского сада 
№ г.р.01.200.206578
Руководитель темы
Леонова Л.А., чл.-корр. РАО
Физиолого-гигиеническое нормирование в физическом воспитании на основе индивидуально-типологических особенностей детей и подростков 
№ г.р. 01.20. 0010376
Руководитель темы
Зайцева В.В., д.пед.н
Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения детей с четырехлетнего возраста 
№ г.р. 01.20. 0010375
Руководители темы:
Антропова М.В., чл.-корр. РАО
Кузнецова Л.М., к.мед.н.
Манке Г.Г., к.пед.н.
Биоритмологические основы здоровья и здорового образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возрастов 
№ г.р. 01.20. 0010367
Руководитель темы
Рыбаков В.П., д.мед.н.
Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни у школьников 
№ г.р. 01.20. 0010368
Руководитель темы
Бабенкова Е.А., к.пед.н.,
Макеева А.Г., к.пед.н.
Половая потребность: психофизиология удовлетворения 
№ г.р. 01.20. 0010365
Руководитель темы
Колесов Д.В., академик РАО
Теоретические и методические основы учебной дисциплины "Физическая культура" в школе 
№ г.р. 01.20. 0010372
Руководитель темы
Матвеев А.П., д.п.н.