24 Июнь 2009

Международная конференция «Физиология развития человека»

Международная конференция «Физиология развития человека»
22-24 июня 2009 года, Москва

Программа конференции включала пленарные лекции ведущих ученых в области психофизиологии и нейрофизиологии когнитивного развития:

Проф. КОНСТАНТИН МАНГИНА (CONSTANTINE MANGINA), президент Международной Ассоциации Психофизиологии при ООН (Нью-Йорк), директор Монреальского Центра диагностики и коррекции трудностей обучения, Монреальский Университет (Montreal Research and Treatment Center for Learning Abilities and Disabilities, McGill University), Канада.
Тема лекции: «Психофизиология пластичности мозга, способности к обучению, трудности обучения и синдром дефицита внимания с гиперактивнотью» (“Psychophysiology of Brain Plasticity, Learning Abilities, Learning Disabilities and ADHD”).

Проф. СИДНЕЙ СЕГАЛОВИЦ (SIDNEY SEGALOWITZ), главный редактор журнала «Мозг и познание» (“Brain and Cognition”), руководитель лаборатории Нейрофизиологии Познания и Эмоций (Laboratory of Cognitive and Affective Neuroscience), профессор факультета психологии Брок Университата (Brock University), Канада.
Тема лекции: «Формирование индивидуальных различий медиальной лобной коры и саморегуляции: электрофизиологические корреляты» (“The development of individual difference in medial frontal cortex and self-regulation: electrophysiological marker”)

Проф. РОБЕРТ ТЭТЧЕР (ROBERT THATCHER), директор центра прикладной нейронауки и нейровизуализационных методов (NeuroImaging Applied Neuroscience Laboratories, Applied Neuroscience, Inc.), США.
Тема лекции: «Циклы созревания мозга и познавательное развитие человека». (“Cycles of Brain Maturation and Human Cognitive Development”)

Проф. МАРЬЯНА МИХАЙЛОВНА БЕЗРУКИХ (MARIAM BEZRUKIKH), академик РАО, директор Института Возрастной Физиологии Российской Академии Образования, Москва, Россия.
Тема лекции: "Функциональное развитие мозга, познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте" ("Brain functional development, cognitive activity and education in preschool and primary schoolchildren").

Научно-практический семинар 
«Диспраксия развития»: обследование и дифференциальная диагностика».
Семинар проводил Д-р Чарлз Ньюкиктьен (Фонд Диспраксии Развития, Амстердам, Голландия) – детский невролог и нейропсихолог, автор многочисленных статей и книг, посвященных происхождению и диагностике различных когнитивных дефицитов у детей. 

Пленарные лекции вызвали живой отклик участников и гостей, многие участники смогли лично задать вопросы ученым с мировым именем и обсудить с ними проблемы, представляющие общий интерес.

В ходе конференции работали четыре секции.

Устные доклады по секции «Индивидуальные и возрастные особенности познавательного развития» представили 25 специалистов, в том числе 2 доклада на пленарном заседании и 23 на заседаниях секций 23 и 24 июня. Среди 25 докладчиков 17 были из России (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск), 2 – США, 2 – Канады, 1 – Мексики, 1 – Чили, 1 – Голландии, 1 – Швейцарии. На секции были представлены доклады, охватывающие широкий круг наиболее актуальных проблем возрастной психофизиологии и нейрофизиологии когнитивного развития от тонких генетических и нейронных механизмов развития мозга в онтогенезе до роли социальных факторов в формировании познавательного развития на разных стадиях онтогенеза от младенчества до юношеского возраста. Междисциплинарный подход к формированию докладов на секции позволил участникам и гостям конференции получить «из первых уст» информацию о современных фундаментальных исследования мозга ребенка и роли этих исследований в разработке методов развивающего обучения. Конференция продемонстрировала стремление специалистов в разных странах к сотрудничеству ученых и практиков и показала, что это сотрудничество может быть весьма эффективным. В рамках секции было представлено 44 стендовых доклада. Среди стендовых сообщений преобладали конкретные экспериментальные исследования и методические разработки, выполненные молодыми учеными и аспирантами из разных регионов России. 

Секция «Физиология развития нейроэндокринной системы» состоялась 23 июня 2009 г. В работе секции приняли участие исследователи и практики, представляющие различные регионы Российской Федерации, Испании, Эстонии и Соединенных Штатов Америки. Участникам и гостям секции на обсуждение было представлено 15 устных и 10 стендовых докладов. Обсуждались вопросы нейроэндокринной регуляции процессов роста и развития ребенка, проблемы гормональных влияний щитовидной железы, эпифиза и надпочечников в обеспечении физического и интеллектуального созревания человека. Рассмотренные дискуссионные вопросы в области возрастной эндокринологии, психонейроэндокринологии и возрастной физиологии могут быть важными и актуальными не только для физиологов, но также и педагогов, психологов и клиницистов. Участниками и слушателями отмечен высокий научный уровень представленных докладов и отличное качество представленных иллюстраций. 

Секция «Формирование висцеральных систем организма ребенка» проходила 23 июня 2009г. На секции было представлено 15 устных докладов и 30 стендовых. Большая часть участников этой секции представляли доклады из 12 регионов России, а также из Польши. В ходе работы секции обсуждались основные теоретические вопросы, такие как формирование сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем в онтогенезе, а также проблемы прикладного характера, такие как адаптация детей различного возраста к умственным и физическим нагрузкам. 

В работе секции «Физическое и моторное развитие детей и подростков» приняли участие свыше 50 участников Конференции, в том числе 18 зарубежных. Были представлены такие страны как Германия, Израиль, Польша, Эстония, Новая Зеландия, Украина. Были представлены 15 устных и более 30 стендовых докладов. 

В ходе научных дискуссий обсуждались актуальные проблемы современной физиологии развития и ауксологии, которые можно сгруппировать в несколько узловых направлений:
 
1. Современные проблемы физического развития детей и подростков, включая закономерности популяционных сдвигов темпов роста и развития, а также влияние на эти процессы условий жизни в различных регионах мира

2. Проблемы диагностики, сохранения и укрепления физического здоровья детей и подростков в системе образования

3. Функциональные возможности скелетных мышц и их изменения в ходе онтогенеза. Активные дискуссии, состоявшиеся в ходе заседаний секции и стендовой сессии, выявили определенные различия в позициях отдельных ученых и специалистов в понимании механизмов возрастного изменения физических возможностей детей и подростков. Однако гораздо значительнее, чем различия, оказалось единодушное сходство позиций участников обсуждения в том, что физическая активность, грамотно организованная в соответствии с возрастными и половыми возможностями подрастающего поколения, является необходимым условием нормализации процессов роста и развития, важнейшим фактором формирования физического здоровья, единственным естественным стимулом для развития физических кондиций, во многом определяющих качество жизни на протяжении всего онтогенеза – от рождения до старости.

Во время конференции прошли два симпозиума. На симпозиуме «Дети с трудностями обучения: диагностика, коррекция, помощь» было представлено 15 устных докладов, в том числе 4 докладчика представляли Норвегию, 3 – Мексику, 2 – Швейцарию, 6 – Россию (Москва, Архангельск). Часть устных докладов была посвящена комплексной диагностике познавательного развития детей с проблемами в обучении и поведении. Своим опытом в этой области поделились специалисты из Института возрастной физиологии РАО (Москва) и Института развития ребенка при Государственном поморском университете им. Ломоносова (Архангельск). Проблемам преодоления трудностей и направленной коррекции познавательного развития были посвящены доклады специалистов из Московского государственного университета им. Ломоносова и Магистратуры по нейропсихологии Независимого университета г. Пуэбла (Мексика). Внимание специалистов привлекли исследования неврологов из Университетов г. Мехико и г. Женевы, направленные на анализ влияния факторов риска в раннем развитии на познавательную деятельность детей в предшкольном и младшем школьном возрасте. Проблемам обучения и социальной адаптации детей с СДВГ были посвящены выступления участников из Норвегии. Тематика симпозиума была представлена также в 22 стендовых сообщениях.

На симпозиуме «Биомедицинские и психофизиологические проблемы детского и юношеского спорта» с устными докладами выступили видные специалисты в сфере медико-биологических, биомеханических и психолого-педагогических основ детско-юношеского спорта. Состоявшиеся обсуждения показали, что онтогенетические аспекты российской физиологической науки устойчиво развиваются, несмотря на сложности и проблемы, сопряженные с реформой всей сферы науки и образования в России. По единодушному мнению участников конференции, в том числе зарубежных, конференция продемонстрировала высочайший научный уровень, не уступающий наиболее престижным научным конгрессам. Обмен мнениями между специалистами нередко завершался выражением взаимной готовности к сотрудничеству и организации кооперативных международных исследований, что может стать наиболее эффективным результатом прошедшей научной конференции.

В ходе работы круглого стола (24 июня 2009 г.) активно обсуждались вопросы преподавания возрастной физиологии и психофизиологии в ВУЗах. С докладами выступили преподаватели из различных регионов России, а также из Украины, Новой Зеландии. По результатам работы круглого стола подготовлено письмо в Министерство образования и науки Российской Федерации с предложениями и рекомендациями по совершенствованию образования будущих педагогов и психологов с тем, чтобы они могли получать необходимые им психологические и физиологические знания о ребенке, особенностях его познавательного и физического развития на разных этапах онтогенеза. 

Скачать материалы конференции: