8 Февраль 2016

Аннотация статьи "Комплексная диагностика индивидуальных нарушений когнитивного развития и их коррекция"

М. М. Безруких, Е. С. Логинова, Е. М. Парцалис
ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА, 2015, том 41, № 4, с. 1–13

Ключевые слова: когнитивные нарушения, пре- и перинатальная патология, комплексная диагностика, медицинская и педагогическая коррекция  


Проблемы нарушений когнитивного развития детей в последние годы привлекают все большее внимание не только педагогов и психологов, но и физиологов, педиатров и неврологов. Нарушениями когнитивных функций (речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, недостаточной сформированностью управляющих функций) в разной степени выраженности страдает значительной число (до 20%) детей и подростков, и их количество увеличивается.
Абсолютное большинство случаев когнитивных нарушений диагностируется у детей, в анамнезе которых имеются документально подтвержденные указания на неблагополучное течение беременности у матери, осложненные или оперативные роды и нарушения развития и здоровья на первом году жизни. В широком смысле – это перинатальные нарушения. Распространенность этих нарушений позволяет говорить о роли этой патологии как одной из ведущих причин появления когнитивных нарушений. Отсутствие ранней диагностики подобных нарушений осложняет развитие ребенка и коррекцию дефицитов развития.
Взаимосвязь когнитивных дисфункций у детей с перинатальными нарушениями различной природы, независимо от того, в какие виды патологии эти нарушения затем трансформировались, подтверждается данными о функциональных нарушениях электрогенеза мозговых структур в сочетании с нарушениями микроциркуляции в сосудистом русле, обнаруживаемыми на более поздних этапах развития ребенка. Показано, что структуры мозга страдают от гипоксии с поражением артериального и/или венозного звеньев кровотока и изменениями на уровне метаболических процессов.
В связи с этим, проблема нарушений когнитивного развития выходит за рамки медико-педагогических вопросов и приобретает социальное значение. Как правило, особенности развития познавательной сферы и школьные трудности обучения у этих детей имеют специфический характер, и их можно прогнозировать заранее. В процессе развития ребенка и его обучения когнитивные и учебные трудности накапливаются и усиливаются, меняется их характер, к ним добавляются психологический дискомфорт и стрессы от неудач.
Рассматривая проблемы возникновения когнитивных нарушений и дальнейшего формирования школьных трудностей, важно не только выявить факторы риска в дошкольный период детства, но и объективно оценить реальные возможности ребенка, опираясь на его сильные сохранные функции, а также оценить соответствие условий обучения и школьных требований индивидуальным особенностям развития. В последние годы предлагаются разные подходы к комплексной диагностике при когнитивных нарушениях и трудностях обучения. Традиционно нейрофизиологическое, нейропсихологическое, медицинское и психолого-педагогическое обследования при когнитивных нарушениях и трудностях обучения разделены, а коррекционные мероприятия не согласованы.
Каждый специалист выделяет свои причины нарушений и свои методы коррекции и компенсации, не ориентируясь на общую эффективность/неэффективность изменений состояния, поведения и достижений ребенка. Поэтому особое значение имеет своевременная, комплексная междисциплинарная оценка реальных функциональных возможностей ребенка, с учетом его нейрофизиологического, нейропсихологического, психофизиологического и медицинского статусов.

В статье представлены результаты комплексного обследования 500 детей (300 мальчиков и 200 девочек от 4 до 12 лет) с когнитивными нарушениями. Углубленная диагностика дошкольников и младших школьников с когнитивными нарушениями включала подробный анализ истории роста и развития ребенка, и комплекс нейропсихологических, психологических, логопедических, нейрофизиологических (электроэнцефалограмма – ЭЭГ) и ультразвуковых обследований (ультразвуковая – УЗДГ и транскраниальная допплерографии – ТКДГ, эхоэнцефалография – Эхо-ЭГ/М-эхо). Оценка речевого профиля осуществлялась по методике “Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов”. Для оценки уровня интеллектуального развития использовался тест Д. Векслера в модификации А.Ю. Панасюка. Психофизиологическая диагностика определяла уровень развития таких познавательных функций как речь, слухоречевое и зрительное восприятие, память, вербально-логическое мышление, развитие мелкой моторики. В ряде случаев проводилась нейропсихологическая диагностика, существенно дополняющая данные психофизиологического и нейрофизиологического обследования, позволившая выявить нарушения психологической структуры деятельности, определить дефицитарные факторы, описать синдром различных нарушений развития и сделать прогноз о характере будущих трудностей.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии когнитивной деятельности и поведения проведен комплексный анализ нейрофизиологических, нейропсихологических и психофизиологических показателей развития когнитивных и двигательных функций, с учетом ранней истории их развития. Установлено, что наблюдаемые отклонения в большинстве случаев (70%) связаны с пре- и перинатальной патологией и/или осложнениями в родах, и усугублены отсутствием своевременной и адекватной коррекции.
Показано, что наблюдаемые нарушения в различных компонентах речевой деятельности, зрительно-пространственных функций, внимания и произвольной организации деятельности, связаны с изменением активности различных рабочих нейрональных систем мозга и изменениями мозгового кровотока. При этом проявление мозговых дисфункций и их сочетание у разных детей носит разный характер.
Многофакторность и индивидуальная вариативность картины нарушений когнитивного развития не позволяют выделить общий информативный критерий их оценки и рекомендовать единую программу коррекции. Вместе с тем, индивидуальный подход к комплексной диагностике развития является высоко эффективным. Такой подход позволил выявить причинно-значимые факторы, негативно влияющие на развитие, поведение и обучение, разработать эффективные индивидуальные программы педагогической коррекции и медицинской реабилитации.
Подробно описанные индивидуальные примеры диагностики и коррекции когнитивных нарушений свидетельствуют о высоком компенсаторном потенциале своевременных и обоснованных психолого-педагогических воздействий, обусловленных пластичностью морфо-функционального развития мозга в период восходящего онтогенеза.
Установлено, что комплексное обследование детей с рисками когнитивного развития, с учетом анамнеза, данных психологического и нейропсихологического обследований, результатов клинического, нейрофизиологического, ультразвукового, дуплексного, магнитно-резонансного сканирований, позволяет выявить основные предикторы когнитивных дисфункций, определить “слабые” и “сильные” стороны развития ребенка и разработать индивидуальную программу эффективной коррекции.

Полный текст статьи доступен по подписке на http://elibrary.ru
Информацию о журнале "Физиология человека" можно прочитать на сайте http://www.maik.ru/ru/journal/chelfiz/