3 Март 2021

Обращение и.о. директора ФГБНУ «ИВФ РАО» к сотрудникам Института


Научная и научно-организационная работа Института возрастной физиологии сегодня, в начале XXI века, строится на основе преемственности научных школ, развивая идеи Акопа Арташесовича Маркосяна, Антонины Георгиевны Хрипковой, Меты Васильевны Антроповой, Деборы Ароновны Фарбер, Мариам Моисеевны Безруких.

Однако, несмотря на долгую и славную историю существования Института возрастной физиологии, уровень знаний науки о базовых биологических принципах, определяющих вектор и темпы закладки структур и формирования функций растущего организма, остается не высоким, что и определяет чрезвычайную актуальность фундаментальных и прикладных исследований онтогенеза человека и влияющих на него процессов. Наряду с объективными законами эмбриогенеза и дальнейшего развития биологических систем, человек, его психофизиологические особенности, характер, личность формируются внутри человеческого сообщества, иногда благодаря, а иногда и вопреки направленных влияний, объединяемых технологиями воспитания и образования. На этапах детства, пубертата, юношества закладываются основы индивидуальности человека, оказывающей влияние не только на тактику и стиль социальной самоидентификации, но и на биологическую сущность, широту функциональной лабильности, адаптивность, здоровье человека.

Предметной областью исследований Института возрастной физиологии является возрастная физиология, вернее, возрастная психофизиология, выявляющая особенности структурных преобразований, механизмы становления физиологических функций, психических и поведенческих проявлений на каждом этапе онтогенеза человека с акцентом на ранние этапы жизненного цикла.

Следует отметить значительный вклад сотрудников института в понимание широкого спектра феноменов детства, которые связывают с текущей временной эпохой, объединяющей специфические абиотические, биотические, антропогенные факторы, эффекты от влияния которых проявляются в акселерации и частичной ретардации развития детей, в росте проявлений расторможенности и гиперактивности в их поведении. Институт наблюдает и частично сопровождает современные инновации традиционных технологий образования и воспитания (рост значимости цифровых средств связи и информации, дистанционных форм преподавания и т.д.). Экспериментирование в педагогике, в том числе, интенсификация образовательного процесса, чрезвычайно широкое использование полисенсорных воздействий, повышение учебной нагрузки, наряду со снижением двигательной активности детей и подростков, негативно сказываются на темпах и особенностях развития детей, на реализации времяспецифических функций, на качестве их здоровья.

В последние десятилетия наблюдаются негативные тенденции в состоянии здоровья детского населения, преимущественно школьного возраста. В частности, значительно выросла заболеваемость, ухудшились показатели физического развития, сформировалась особая группа детей с «особыми возможностями здоровья», отмечается увеличение доли детей со сниженной мотивацией к здоровому образу жизни.

Принципиально важным направлением работ института является развитие теории системогенеза, расширение знаний о гетерохронии развития систем организма человека. Своевременная реализация времяспецифических функций определяет адаптационную пластичность растущего организма в соответствие с его актуальными потребностями. И, соответственно, незрелость в формах отставания или задержки развития проявляется в неготовности формировать адаптивные реакции и формы поведения, характерные для данного возрастного периода, т.е. развитие ребенка неадекватно видовым, этническим, региональным нормативам, неадекватно реальным условиям его жизни. Отсюда выходим на представления об индивидуальном характере проявления сенситивных периодов и их значимость в отношении качественных изменений в развивающихся структурах и созревающих функциях детского организма. Обобщающей категорией, характеризующей успешность, своевременность роста и развития ребенка может выступать «здоровье». Именно здоровье характеризует способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию безусловнорефлекторных, инстинктивных программ, фенотипического поведения и умственной деятельности, направленных на социальную и культурную сферы жизни. Развитие исследований, направленных на теоретическое наполнение категории здоровья в контексте общих задач возрастной физиологии, позволит подойти к решению важных прикладных задач, которые сегодня ставятся перед коллективом института.

В качестве основных задач института предлагается рассматривать следующие:

• Разработка теоретических основ, технологий и методов формирования, развития и сохранения здоровья человека на разных этапах онтогенеза.
• Разработка методов и средств описания возрастных нормативов роста и развития организма ребенка, в том числе, его физических и психических компонентов, в контексте региональных, социально-экономических, типологических особенностей.
• Рассмотрение Школы как важнейшего института, определяющего, в соответствие с запросами времени, успешность овладения ребенком базовыми знаниями, умениями, практическими навыками при условии неразрушающего характера физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок.

В качестве отдельных задач сегодня выступают:

• Исследование нейрофизиологических и психофизиологических механизмов готовности ребенка к школе и феноменов дезадаптации к факторам образовательной среды.
• Описание долгосрочных эффектов оптимизации школьного питания, в том числе, внедрения в начальной школе бесплатного горячего питания.
• Разработка методов и средств формирования, развития и сохранения физических возможностей обучающихся с использованием технологий физической культуры и спорта.
• Участие в разработке нормативной базы школьной гигиены с учетом современных технических и методических предложений, в том числе в отношении электронных средств обучения.

Считаю, что перед коллективом Института возрастной физиологии стоят важные и интересные задачи, достойные его знаний, опыта, научного и научно-практического опыта.

                                                                                                          


© Институт возрастной физиологии РАО, 2003-2021, www.ivfrao.ru
Написать администратору сайта.