8 Ноябрь 2019

«После трех совсем НЕ поздно»

«После трех совсем НЕ поздно»  - Марьяна Михайловна Безруких, академик Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, директор ФГБНУ "Институт возрастной физиологии РАО", специалист в области возрастной психофизиологии, физиологии развития и здоровья детей.

В мифы развития ребенка верят родители, мифами руководствуются педагоги и организаторы образования.

Наиболее популярные – «после трех уже поздно» или «окно развития закрывается после четырех-шести лет». Поддерживающие этот миф родители готовы не только принимать на веру методики «раньше читать, чем ходить», «три иностранных языка с двух лет», «читать и писать до трех», но и жестко требовать от ребенка результатов, не учитывая возможности и индивидуальные особенности своих детей.

И полбеды бы только родители, но ведь в стандартах дошкольного образования четко сформулированы «результаты» дошкольного образования в виде так называемых предпосылок универсальных учебных действий.

А что же в действительности? Что мы знаем сегодня о развитии мозга и познавательных возможностях детей дошкольного возраста?

Первое – окно развития мозга и познавательные возможности ребенка к концу дошкольного возраста не только не снижаются, а, наоборот, растут.

Второе – темпы развития мозга и познавательной деятельности индивидуальны и различны у разных детей. Следует учитывать, что индивидуальные расхождения между биологическим и паспортным возрастом могут различаться на полтора-два года.

Третье – средний возраст созревания познавательных функций, необходимых для формирования навыков письма и чтения, – четыре-шесть лет. Учитывая индивидуальные особенности, в дошкольном возрасте целесообразно не «учить письму и чтению», а готовить к письму и чтению, развивая речь, внимание, восприятие, память и другие познавательные функции.

Четвертое – мозг «учится» в процессе разных видов деятельности ребенка, и накопление этого опыта – расширение способности мозга к обучению.

Пятое – адекватные требования (соответствие требованиям обучения) возрастным и индивидуальным особенностям помогают развитию мозга.

Неадекватные требования, неудачи, эмоциональное давление и недовольство взрослых создают стрессовые ситуации, что нарушает и тормозит развитие мозга и познавательной деятельности.

Именно поэтому мифы о развитии ребенка совсем не безобидны. Неверная установка взрослых, стремящихся «успеть и не опоздать», на ранних этапах развития ребенка нарушает развитие и убивает познавательные мотивы.

А это худшее, что мы можем сделать до школы.

Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/10/31/children/10182-posle_treh_sovsem_ne_pozdno