14 Август 2017

Интервью с М.М. Безруких и Н.Ф. Виноградовой

По данным недавних исследований, 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970–1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной — 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

В чем причина столь резкой перемены? Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

На эти и другие важные вопросы отвечают ведущие специалисты в области дошкольного и начального образования Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Наталья Виноградова.


Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель начальной школы? Какие методики должны быть в его арсенале для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?

Марьяна Безруких: «Современной школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.


Читать далее https://drofa-ventana.ru/material/metodiki-adaptatsii-pervoklassnikov/

Как использовать цифровые технологии в начальной школе и надо ли вообще это делать?

Марьяна Безруких: «Цифровые технологии в начальной школе должны использоваться не ради моды, а только для повышения эффективности процесса обучения.При этом должны строго соблюдаться все гигиенические нормативы и рекомендации. Электронный учебник, который дублирует бумажную версию, не имеет смысла и только увеличивает напряжение. А вот включение на уроке окружающего мира короткого ролика, рассказывающего об экзотических растениях и животных, вполне уместно, интересно и полезно. Однако подобные «включения» не должны многократно «дробить» урок. Это заставит ребенка много раз переключаться на новый вид деятельности, и он еще быстрее устанет. Использование цифровых технологий обостряет и проблему темпа деятельности, который различен у разных детей в классе. Поэтому любой урок с использованием цифровых технологий должен быть не только продуман и четко спланирован, но должен учитывать особенности организации и темпа деятельности учащихся».


Читать далее https://drofa-ventana.ru/material/ispolzovanie-ikt-tehnologiy-v-nachalnoy-shkole/

Как сформировать речевые, коммуникативные способности ребенка в процессе обучения? Каким должно быть общение на уроке учителя и ребенка?

Марьяна Безруких: «Коммуникативные навыки у значительного количества детей, поступающих в 1-й класс, не сформированы. Это показывают наши исследования. Дети не знают элементарных речевых формул, не умеют знакомиться, обратиться за помощью, что-то попросить, поблагодарить, высказать сочувствие или выразить благодарность. Коммуникации нужно начинать учить еще дошкольников, а в начальной школе коммуникативные игры и сценки могут использоваться и на уроках, и во внеурочной деятельности.Герои сказок, кукольные герои помогают детям раскрепоститься и снять напряжение. В таких играх они перестают стесняться в неловкой ситуации, сказать что-то не то и не так. Важно учить детей позитивному взаимодействию, учить их распознавать эмоции и выражать свои эмоции – голосом, интонацией, изменением выражения лица, жестами. Дети учатся этому быстро и с удовольствием».


Читать далее https://drofa-ventana.ru/material/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-sposobnostey-pervoklassnikov/

Почему у нас так плохо прижилось безотметочное обучение, которое могло бы оградить детей от излишних стрессов?

Марьяна Безруких: «Этот вопрос обсуждается много лет, а отметки даже в первом классе все равно ставятся, пусть и в форме символов. К сожалению, наша школа – карательный институт и отметки чаще всего носят отрицательный характер. Во-первых, мы боимся ребенка избаловать, во-вторых, мы не даем ему права на ошибку, снижая оценку даже за исправленную ошибку. А учиться без ошибок нельзя. И нельзя ругать за ошибку, особенно за исправленную. Наш мозг устроен таким образом, что он формирует негативную реакцию. А потом мы упрекаем ребенка в том, что он ничем не интересуется, ему ничего не нравится, а на самом деле он просто боится сделать ошибку, за которую его осудят и унизят его достоинство. Я не говорю о более жестких мерах воздействия, которые у нас используют и школа, и родители». 


Читать далее https://drofa-ventana.ru/material/bezotmetochnoe-obucheni%D0%B5-v-shkole/