23 Апрель 2017

Курс «Нейрофизиологические основы комплексной (электроэнцефалографической и нейропсихологической) оценки индивидуальных особенностей когнитивного развития детей»

Ведущая курса: Мачинская Регина Ильинична, психофизиолог, нейрофизиолог, ведущий специалист в области нейрофизиологии когнитивного развития детей и применения ЭЭГ для оценки индивидуальных особенностей функционального состояния мозга, доктор биологических наук, профессор, член-корр. Российской академии образования, зав. лабораторией нейрофизиологии когнитивной деятельности ИВФ РАО

Краткое описание курса

Курс предназначен для повышения квалификации нейропсихологов, психологов, дефектологов, педагогов, неврологов и психиатров, работающих в области диагностики, коррекции нарушений и обучения детей. По результатам обучения слушателям выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца на 56 академических часов. Удостоверение может быть выдано обучающемуся в случае посещения им занятий, успешного прохождения итогового тестирования и выполнения дополнительной работы, включающей анализ литературы по предмету.

В разделе I. Введение будет представлена методология комплексного подхода к дифференциальной оценке индивидуальных особенностей когнитивного развития детей, в основе которой лежит принцип динамической локализации ВПФ, сформулированный А.Р. Лурия. В этом же разделе будут также рассмотрены базовые нейрофизиологические процессы, лежащие в основе функционирования ЦНС.

В разделе II. Функциональная анатомия головного мозга человека будут представлены современные нейрофизиологические данные о структурно-функциональной организации процессов регуляции общего уровня активности (I блок), обработки информации (II блок) и процессов избирательной регуляции, программирования и контроля деятельности (III блок).

III раздел курса посвящен знакомству с природой и феноменологией суммарной электрической активности мозга – электроэнцефалограммой (ЭЭГ), ее информационной значимостью и возможностями применения ЭЭГ анализа в рамках исследования и индивидуальной диагностики когнитивного развития детей.

Целью курса является приобретение слушателями знаний и умений в интересах формирования следующих компетенций:

1.      Применение знаний о нейрофизиологической основе психической деятельности для выработки оптимальных способов диагностики, коррекции и обучения детей

2.      Применение знаний о нейрофизиологической основе психической деятельности и информационной значимости нейрофизиологических методов исследования для информационного поиска и изучения специальной профессиональной литературы на русском и английском языках.

3.      Использование информации об индивидуальных особенностях функционального состояния мозга ребенка, содержащейся в результатах ЭЭГ обследования, для диагностичской, коррекционной и учебной профессиональной деятельности

Возможное применение полученных знаний и умений в профессиональной деятельности:

1. Полученные в ходе освоения курса современные знания о функциональных системах мозга, обеспечивающих ВПФ у взрослых и детей, позволят точнее диагностировать возможные причины наблюдаемых в ходе нейропсихологического обследования когнитивных дефицитов и других нарушений развития, т.е. определять набор наиболее вероятных патологических и функциональных нарушений в работе мозга, которые стоят за наблюдаемыми отклонениями психической деятельности. На этой основе могут быть сформулированы более точные рекомендации по проведению дополнительных исследований мозга

2. Умение интерпретировать информацию, содержащуюся в ЭЭГ заключениях или результатах других структурных или функциональных исследованиях мозга, поможет уточнять планы нейропсихологических обследований в конкретных случаях, и более подробно обследовать те функции, которые по данным этих обследований, могут страдать в первую очередь.

3. Полученные в ходе освоения курса знания об отражении в ЭЭГ функционального состояния коры и регуляторных структур мозга позволят специалистам интерпретировать информацию, содержащуюся в ЭЭГ заключениях, и использовать эту дополнительную информацию для выявления «слабых» и «сильных» звеньев в когнитивном развитии конкретного ребенка. В свою очередь эта информация может быть использована для разработки индивидуальных планов коррекционной работы или развивающего обучения

Почасовой учебный план курса 

№ пп

Темы занятий

Кол-во часов

 

I.                   Вводная часть

 

1.

Методологические проблемы изучения нейрофизиологических основ возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности. Рефлекторный и системный подходы, их сравнительная характеристика.

1.5

2.

Базовые нейрофизиологические механизмы работы мозга. Основы генеза электрической активности в нервной клетке

3

3.

Строение и функции центральной и вегетативной частей НС позвоночных

1.5

4.

Морфофункциональное созревание ЦНС в онтогенезе человека. Взаимодействие между созреванием мозга и когнитивным развитием Роль социального взаимодействия.

1.5

 

II.                Современные представления о функциональной анатомии головного мозга человека с позиции концепции АР. Лурия о трех функциональных блоках

 

5.

Строение и функции структур I блока. Мозговые механизмы регуляции общего уровня активности. Созревание активирующих систем мозга в онтогенезе

1.5

6.

Строение и функции структур II блока.  Кора головного мозга и базовые процессы обработки информации.

1.5

7.

Созревание мозговых систем целостного зрительного восприятия в онтогенезе

1.5

8.

Строение и функции структур III блока. Управляющие системы мозга. Формирование управляющих систем мозга у детей.

3

9.

Формирование управляющих систем мозга у детей.

1.5

 

III. Суммарная электрическая активность мозга (ЭЭГ). Что это такое? Как можно использовать ЭЭГ для оценки индивидуальных особенностей функциональной зрелости и функционального состояния различных структур головного мозга?

 

10.

Происхождение суммарной электрической активности мозга (ЭЭГ). Нейрофизиологические механизмы и биофизические процессы. Технические аспекты регистрации ЭЭГ. ЭЭГ и морфофункциональные свойства нейронных сетей коры.

3

11.

Феноменология ЭЭГ: основные ритмы и отклоняющиеся паттерны

1.5

12.

Возможности применения визуального анализа ЭЭГ для оценки индивидуальных особенностей функционального состояния мозга. Основные принципы функциональной классификации ЭЭГ паттернов. Структурный анализ ЭЭГ.

3

13.

Применение структурного анализа ЭЭГ для оценки возрастных и индивидуальных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных систем у детей и подростков

3

14.

Междисциплинарный (ЭЭГ и нейропсихологическое обследование) подход к оценке индивидуальных особенностей когнитивного развития. Нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями

1.5

15.

Разбор индивидуальных случаев применения междисциплинарного подхода. обучения и отклонениями в поведении

1.5

16

Нейрофизиология СДВГ

3

17

Знакомство с записью и визуальным анализом ЭЭГ в лаборатории

12

18

Выполнение практического задания по применению междисциплинарного подхода к оценке индивидуальных особенностей когнитивного развития.

3

Итого

 

48

 

Заочная часть: Чтение рекомендованной литературы, письменные ответы на контрольные вопросы по темам, подготовка реферата

8

 

 

 

 

 

ИТОГО

56

Форма итогового контроля знаний по дисциплине (экзамен, зачет)

зачет

 

План проведения занятий курса повышения квалификации «Нейрофизиологические основы комплексной (электроэнцефалографической и нейропсихологической) оценки индивидуальных особенностей когнитивного развития детей».

 

Дата

Время

Темы

1.

 

Понедельник

19.06.17

 

11.00-17.30

 

Тема 1. Методологические проблемы изучения нейрофизиологических основ возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности. Рефлекторный и системный подходы, их сравнительная характеристика

Тема 2. Базовые нейрофизиологические механизмы работы мозга. Основы генеза электрической активности в нервной клетке. Часть 1.

Тема 2. Базовые нейрофизиологические механизмы работы мозга. Основы генеза электрической активности в нервной клетке. Часть 2.

Тема 3. Строение и функции центральной и вегетативной частей НС позвоночных

2.

 

Среда

21.06.17

 

11.00-17.30

 

Тема 4. Морфофункциональное созревание ЦНС в онтогенезе человека. Взаимодействие между созреванием мозга и когнитивным развитием. Роль социального взаимодействия

Тема 5. Строение и функции структур I блока. Мозговые механизмы регуляции общего уровня активности. Созревание активирующих систем мозга в онтогенезе

Тема 6. Строение и функции структур II блока.  Кора головного мозга и базовые процессы обработки информации.

Тема 7. Созревание систем целостного зрительного восприятия в онтогенезе.

3.

 

Четверг

22.06.2017

 

11.00-17.30

 

Тема 8. Строение и функции структур III блока. Управляющие системы мозга.

Тема 9. Формирование управляющих систем мозга у детей

Тема 10. Происхождение суммарной электрической активности мозга (ЭЭГ). Нейрофизиологические механизмы и биофизические процессы. Технические аспекты регистрации ЭЭГ. ЭЭГ и морфофункциональные свойства нейронных сетей коры.  Тема 11. Феноменология ЭЭГ: основные ритмы и отклоняющиеся паттерны

4.

Понедельник

26.06.17

11.00-17.30

Тема 12. Возможности применения визуального анализа ЭЭГ для оценки индивидуальных особенностей функционального состояния мозга. Основные принципы функциональной классификации ЭЭГ паттернов. Структурный анализ ЭЭГ.

Тема 13. Применение структурного анализа ЭЭГ для оценки возрастных особенностей функционального состояния коры и глубинных регуляторных систем у детей и подростков

5.

Среда

28.06.17

11.00-17.30

Знакомство с записью и анализом ЭЭГ в лаборатории

6.

Четверг

29.06.17

11.00-17.30

Тема 14. Междисциплинарный (ЭЭГ и нейропсихологическое обследование) подход к оценке индивидуальных особенностей когнитивного развития. Нейрофизиологические факторы когнитивных дефицитов у детей с трудностями обучения и отклонениями в поведении. Тема 15. Разбор индивидуальных случаев применения междисциплинарного подхода.

Тема 16. Нейрофизиология СДВГ

7.

пятница

30.06.17

11.00-14.00

Выполнение практического задания по применению междисциплинарного подхода к оценке индивидуальных особенностей когнитивного развития. Зачет

Лектор курса: Мачинская Регина Ильинична, 

Стоимость участия в курсах повышения квалификации – 15 000 (пятнадцать тысяч рублей). Оплата проводится в один прием до начала занятий. Основанием для оказания возмездных образовательных услуг служит договор оферты.

Счет-оферта (с реквизитами для оплаты) высылается по требованию слушателя на адрес его электронной почты.

Для участия в курсе необходимо представить следующие документы:

1.      Скан заявления, заполненного от руки с подписью (бланк прилагается)

2.      Копию диплома о высшем психологическом, педагогическом или медицинском образовании, либо правка об обучении в профильном вузе

3.      Копию паспорта, первая страница и страница с регистрацией.

4.      Подтверждение об оплате счета

Все документы в электронном виде высылаются Мачинской Регине Ильиничне на электронный адрес
reginamachinskaya@gmail.com