УМК "Все цвета, кроме черного"

ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЕРНОГО

Научный руководитель проекта "Все цвета, кроме черного" - академик РАО, лауреат премии Президента Российской Федерации М.М. Безруких.

Представляем вниманию методистов и учителей начальных классов учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного», изготовленный в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы».

Цель проекта - формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2-5 классов.

Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.

Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактике в семье.

В рабочих тетрадях кроме необходимых и доступных детям знаний предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием.
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности - используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
• научной обоснованности - содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам;
• динамическому развитию и системности - содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
• необходимость и достаточность представляемой информации - детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• модульность структуры - учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
• вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Использование комплекта «Все цвета, кроме черного» определяется его модульным характером, что предполагает:
• Вариативность при выборе площадок для реализации (комплект может использоваться в учреждениях различного типа: общеобразовательных школах, гимназиях и лицеях, коррекционных школах, детских домах и интернатах, а также на базе учреждений дополнительного образования);
• Вариативность способов реализации (в рамках учебных курсов «Окружающий мир», «ОБЖ», а также на факультативных занятиях).

Комплект может использоваться как дополнительный материал на уроках по предметам Базового учебного плана, а также в рамках внеклассной работы в различных учреждениях образования.

Возможное комбинированное использование - одна часть включается во внеклассную работу, другая рассматриваться в ходе уроков.

Реализация комплекта может также осуществляться за счет регионального или школьного компонента учебного плана.

Выбор варианта остается за педагогом. Программа не предусматривает сроков ее реализации. Сроки реализации определяются самим педагогом с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей, видов и формы организации занятий и т.п.

Содержание комплекта, а также формы и методы его реализации, носят игровой характер, что соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов, навыков. Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, ориентированы на творческую работу ребенка - самостоятельную или в коллективе, осознанное закрепление и использование получаемой информации.

Очень важно привлечь родителей для успешной реализации программы. Перед началом следует ознакомить взрослых членов семьи с содержанием учебно-методического комплекта, объяснить цели и задачи программы. Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости проводимой работы - непременное условие эффективности решения поставленных задач.

 Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для педагогов. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.

В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у младших школьников. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Предлагаются подробные методические рекомендации, которые помогут педагогам организовать занятия с детьми.

 Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 64 с.

В пособии рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у учащихся 5-6 классов. Раскрывается система работы с тетрадями «Познаю свои способности» (5 класс), «Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми» (6 класс), предлагается методика эффективной организации профилактики с учетом возрастных особенностей младших подростков.

 Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: книга для родителей. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 32 с.

В книге для родителей рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста. Раскрывается система работы с тетрадями для учащихся: «Учусь понимать себя» (2 класс), «Учусь понимать других» (3 класс), «Учусь общаться» (4 класс). Предлагаются методические рекомендации, которые помогут родителям организовать занятия с ребенком дома.

 Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать себя: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 56 с.

В тетрадь включены развивающие задания и игры, расширяющие представления второклассников о своих физиологических и психологических особенностях. Выполняя эти задания, ребята научатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в учебе и общении со сверстниками и взрослыми.
Тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

 Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать других: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008.- 48 с.

Задания представленные в данной тетради, помогут детям не только приобщиться к здоровому образу жизни, но и приобрести опыт поведения в окружающем мире, общения с другими людьми - сверстниками и взрослыми.

Предлагаемые игровые ситуации пробуждают ребенка делать выбор между "плохим" и "хорошим", проявлять сильные стороны характера, а также понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать, исподволь формируя ценностные ориентации и, главное, умение сопротивляться негативному влиянию и при необходимости говорить "нет".
Тетрадь предназначена для работы на уроках и в группе продленного дня.

 Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь общаться: 4 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 48 с.

В тетради предлагаются проблемные задания и игры, обучающие детей равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстаивать свои собственные.

Решая реальные жизненные проблемы, оценивая поведение людей, оказавшихся в сложной ситуации, дети учатся не только сочувствию и милосердию, но и умению находить достойный выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер.

Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Познаю свои способности: 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 56 с.

Задания тетради направлены на развитие у пятиклассников интереса к познанию своих возможностей, своего характера, его сильных и слабых сторон. Школьники научатся анализировать причины возникающих конфликтов и находить способы их решения. Система знаний поможет каждому ребенку выстроить программу своего самосовершенствования и приобрести опыт сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Безруких. М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь владеть собой и сотрудничать с людьми: 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008. - 48 с.

Задания в тетради направлены на обогащение и расширение ранее полученного опыта формирования своей личности и закрепление умений плодотворно решать возникающие жизненные проблемы и конфликты, не теряя "своего лица".

В тетрадях для учащихся 5 и 6 классов даны коммуникативные игры и аналитические упражнения, вводящие знания об опасностях наркотизма на примерах типичных для детей этого возраста проблемных ситуаций и позволяющие делать осознанный выбор в пользу здорового образа жизни.