Возрастной психофизиологии и диагностики развития
ЛАБОРАТОРИЯ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ И ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ

Сайт лаборатории:  www.ivfrao.ru/ivf-lab/

Заведующий лабораторией Екатерина Сергеевна Логинова, к.б.н.

Лаборатория возрастной психофизиологии и диагностики развития была организована в 1992 году и до 2008 года ее научным руководителем являлась д.б.н., профессор, академик РАО М.М. Безруких.

Основные направления исследований лаборатории - изучение возрастных закономерностей функционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; изучение проблем влияния школьных факторов риска на рост, развитие и здоровье детей; разработка психофизиологических принципов и подходов к комплексной оценке функционального развития и раннего прогнозирования школьных трудностей, а также физиологических основ индивидуального обучения детей, имеющих функциональные особенности развития. Особое внимание уделяется исследованию психофизиологических особенностей леворуких, медлительных, гиперактивных, частоболеющих детей, составляющих «группы риска». В лаборатории разработаны психофизиологические основы дислексии и дисграфии, новые подходы к обучению письму в начальной школе с учетом возрастных закономерностей и уровня функционального развития детей, а также комплексные методики раннего прогнозирования и диагностики школьных трудностей. Сотрудники лаборатории ведут комплексные нейрофизиологические, нейропсихологические и психофизиологические исследования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Результаты этих исследований обобщены в монографиях и научных публикациях. За последние годы сотрудниками лаборатории подготовлено около 100 книг и пособий для родителей и педагогов («Обучение письму», «Энциклопедия родителей будущего первоклассника», «Проблемные дети» и «Ребенок непоседа», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Здоровьесберегающая школа» и др.), учебно-методические комплекты для комплексной подготовки 5-6 летних детей к школе («Азбука», «Ступеньки к школе» и «Ступеньки к грамоте»), а также комплекты пособий по развитию речи и коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности письма и чтения («От буквы к слову и от слова к предложению»; «Слово, предложение, рассказ» и «Прочитай, отгадай, расскажи») и т.д.

Сотрудниками лаборатории разработаны модульные программы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни «Разговор о правильном питании» (для учеников 2-6 классов) и «Все цвета кроме черного» (для учеников 2-11 классов).

Сотрудники лаборатории постоянно ведут консультативно-методическую, педагогическую и коррекционную работу с детьми и родителями, воспитателями и учителями, читают лекции в вузах по возрастной физиологии, возрастной психофизиологии и педагогической физиологии.