Физиологии мышечной деятельности и физического воспитания
Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания

Краткое описание направления деятельности лаборатории:

Лаборатория физиологии мышечной деятельности и физического воспитания была создана в 2008 г. на основе объединения нескольких лабораторий.

Начиная с 1949 г. в Институте разрабатываются проблемы физиологии мышечной деятельности, и все эти годы поддерживаются традиции изучения физиологических закономерностей возрастных преобразований мышечной функции, ее вегетативного и энергетического обеспечения, заложенные такими известными отечественными учеными, работавшими в Институте, как д-р мед. наук, профессор А.Н. Кабанов, д-р мед. наук, профессор В.С. Фарфель, д-р биол. наук, профессор С.А. Косилов и др. В 1998 г. была создана лаборатория физиологии мышечной деятельности (зав. – доктор биологических наук, профессор Валентин Дмитриевич Сонькин), в которой были объединены наиболее перспективные направления, разрабатывавшиеся в течение последних 30 лет в лабораториях физиологических основ физического воспитания (зав. – д-р мед. наук, профессор Л.Е. Любомирский) и обмена веществ и энергии (зав. – д-р биол. наук, профессор И.А. Корниенко). Сотрудниками и аспирантами лаборатории за время ее существования защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций, выпущено 20 монографий, учебников и учебных пособий.

В том же 1949 году по решению Совета Министров СССР в институте был сформирован сектор физического воспитания, определявший программно-нормативные основы школьной физической культуры в Советском Союзе, и были заложены начала широкой научной кооперации с НИИ и ВУЗами по всей стране. За это время подготовлено свыше 120 кандидатов и докторов наук, которые определяют развитие исследований и преподавание теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры в научных и учебных центрах России и стран СНГ. Долгие годы сектором руководила канд. пед. наук З.И. Кузнецова, внесшая огромный вклад в развитие теории и методики физического воспитания школьников. В последующие годы лабораторией заведовали канд. пед. наук Г.Б. Мейксон; д-р пед. наук, профессор В.И. Лях; д-р пед. наук, профессор А.П. Матвеев; д-р пед. наук, профессор В.В. Зайцева. По материалам исследований сотрудников лаборатории физического воспитания были опубликованы монографии, многочисленные учебники, учебные пособия, методические рекомендации и учебные программы.

Направления исследований:

За годы существования лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания был разработан широкий спектр научных проблем:

– изучение влияния физической активности на здоровье детей и подростков; анализ индивидуальных особенностей возрастного развития двигательных способностей;
– выявление закономерностей возрастного развития энергетики скелетных мышц и физических возможностей человека;
– обоснование теоретических, технологических и методических основ модернизации физкультурного образования на основе современных представлений физиологии и психофизиологии развития, педагогических и информационных технологий;
– выявление возрастных закономерностей биомеханики циклических и ациклических локомоций.

В своей работе сотрудники используют современные методы исследования и обработки данных, базирующиеся на широком использовании компьютерных технологий. Экспериментальные исследования проводятся на базе детских садов, общеобразовательных школ и ВУЗов. В лаборатории разработана методология комплексной оценки функционального состояния детей и подростков в процессе различных видов деятельности в образовательных учреждениях. Результаты научных исследований не только пополняют научную копилку актуальных проблем физиологии мышечной деятельности и физического воспитания, но и служат основой подготовки федеральных нормативно-методических документов по оптимизации условий обучения, воспитания и оздоровления детей и подростков.

Важнейшими достижениями лаборатории за последние десятилетия являются:

− разработка теории сенситивных периодов развития двигательных способностей в онтогенезе;
− теоретические представления о влиянии различных режимов физического воспитания на функциональное состояние, мышечную работоспособность и двигательную подготовленность детей в процессе возрастного развития;
− выяснение основных закономерностей энергетического обеспечения мышечной деятельности детей и подростков;
− современная концепция структуры и содержания общего среднего образования в области физической культуры;
− современная методология оценки мышечной работоспособности и двигательной подготовленности школьников;
− выяснение влияния типа конституции на возрастную динамику работоспособности и организацию энергетического обеспечения мышечной деятельности;
− государственные стандарты по физической культуре учащихся общеобразовательных учреждений;
− государственный комплект учебников по физической культуре для учащихся начальной, основной и средней школы;
− участие в разработке современной «Концепции модернизации и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура»;
− экспертная оценка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.

В числе практических разработок – программы и методики физического воспитания детей, направленные на сохранение и укрепление здоровья, обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей, приобретение знаний в области физической культуры, повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями. Здесь были созданы программы и учебники физической культуры, по которым сегодня работает большинство учителей в школах страны.

В настоящее время лаборатория осуществляет исследования по следующим научным направлениям:

(1) физиологическое обоснование режимов физической подготовки детей на основе учета особенностей функционального состояния организма на разных этапах пубертатного периода (Проект «Физиологическое обоснование режимов физической подготовки детей на основе учета особенностей функционального состояния организма на разных этапах пубертатного периода»);

(2) физическая активность и двигательная подготовленность школьников в условиях применения современных компьютерных технологий (Проект «Психофизиологическое и физиолого-гигиеническое исследование влияния компьютерных технологий обучения в учебном процессе на разных этапах возрастного развития»);

(3) двигательная подготовленность, физическая активность и функциональное состояние организма детей дошкольного возраста (Проект «Функциональное развитие (когнитивное, эмоциональное, физическое развитие и здоровье) детей дошкольного возраста (3-7 лет)»);

(4) физиологические основы физического воспитания и двигательной активности (Проект «Педагогическая физиология»).

Коллектив проводит фундаментальные исследования на основе грантов научных фондов. В 2015-2019 гг. исследования лаборатории поддержаны 4 грантами РГНФ и 2 грантами РФФИ. В настоящее время в лаборатории также реализуются исследования по грантам РФФИ:

«Эффективность когнитивной деятельности учащихся начальной школы в условиях разных режимов физического воспитания» (руководитель: зав. лабораторией, д-р биол. наук, доцент Криволапчук И.А.).

«Оптимизация функционального состояния детей 5-6 лет при информационных нагрузках средствами физической подготовки: анализ зависимости «доза-эффект» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. пед. наук, доцент Чернова М.Б.).

«Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности и физическое воспитание мальчиков препубертатного возраста» (руководитель: старший научный сотрудник, канд. биол. наук, Васильева Р.М.).

«Влияние средств физического воспитания аэробной и анаэробной направленности на функциональное состояние учащихся при напряженных когнитивных нагрузках» (руководитель: ведущий научный сотрудник, д-р пед. наук, профессор Баранцев С.А.).

За последние 10 лет деятельности лаборатории в рамках направлений фундаментальных научных исследований РАО опубликовано более 250 научных работ. В том числе более 35 публикаций в изданиях индексируемых Web of Science и SCOPUS, 8 монографий, а также разделы в нескольких коллективных монографиях. По материалам исследований лаборатории в области физического воспитания школьников опубликовано 7 учебников, более 10 учебных пособий, ряд учебных программ и методических рекомендаций, выдержавших несколько переизданий. Сотрудники лаборатории ведут большую педагогическую работу в ряде высших учебных заведений Москвы. В качестве приглашенных преподавателей выступают с докладами и лекциями, проводят мастер-классы и тренинги в университетах нашей страны и за рубежом.

Сотрудничество

Лаборатория поддерживает широкие научные связи с коллегами в России и за рубежом. Сотрудничество, имеющее целью получение новых знаний и подготовку научной и учебно-методической литературы, осуществляется с Российским Государственным университетом физической культуры, спорта и туризма, Центром спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд Москомспорта, Институтом стратегий развития образования РАО, Московским городским педагогическим университетом (Институт образования), Новосибирским государственным педагогическим университетом, Гродненским государственным университетом (Беларусь), Гродненским государственным институтом развития образования, Институтом МЕМЕ – филиалом Европейского университета Жан Моне (Брюссель), Европейским центром исследований в области экспрессивной психологии C.R.E.T.E. г. Флоренция (Италия), департаментом здоровья г. Лукка (Италия), факультетом образования Университета Сакраменто, Калифорния (США) и другими учреждениями и творческими коллективами.

Перспективы дальнейших исследований

В области физиологии мышечной деятельности актуальным остается изучение закономерностей роста и развития ребенка, определяющих его особенности, функциональные и адаптационные возможности в различные возрастные периоды, а также дальнейшие исследования, направленные на формирование физиологической теории онтогенеза.

В области теории и методики физического воспитания наибольшую актуальность имеет изучение влияния средств физического воспитания и двигательной активности на функциональное состояние и уровень здоровья детей в условиях современной информационно-образовательной среды; проблемы педагогического контроля, нормирования и программирования режима нагрузок и отдыха, последовательного регулирования срочных и долговременных эффектов занятий для направленного увеличения функциональных возможностей, укрепления здоровья и повышения стрессоустойчивости детей дошкольного и школьного возраста.

Перспективными направлениями исследований являются:
− изучение перекрестных эффектов адаптации к мышечной деятельности, влияющих на устойчивость к психологическому стрессу и информационным нагрузкам;
− обоснование физиологических критериев информатизации условий жизнедеятельности с учетом уровня физической активности и двигательной подготовленности детей;
− анализ влияния средств физического воспитания и двигательной активности на когнитивные функции детей;
− изучение особенностей развития мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе;
− разработка новых методов и целостной системы комплексного тестирования мышечной работоспособности детей;
− обоснование современных, релевантных и репрезентативных стандартов двигательной подготовленности детей разного возраста;
− анализ влияния физической активности на физиологические аспекты функционального состояния детей дошкольного и школьного возраста;
− направленное использование средств физического воспитания детей в условиях дистанционного обучения (удаленного доступа).

Заведующий лабораторией: д-р. биол. наук, канд. пед. наук, доцент Криволапчук Игорь Альлерович

Сотрудники лаборатории:

Сонькин Валентин Дмитриевич – д-р биол. наук, профессор, главный научный сотрудник
Лях Владимир Иосифович – д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник
Баранцев Сергей Анатольевич – д-р пед. наук, профессор, ведущий научный сотрудник
Орлова Нина Исааковна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Васильева Римма Михайловна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Пронина Татьяна Семеновна – канд. биол. наук, старший научный сотрудник
Чернова Мария Борисовна – канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник
Жуков Олег Федорович – канд. пед. наук, доцент, старший научный сотрудник
Васильев Олег Станиславочич – канд. философ. наук, старший научный сотрудник
Аношина Татьяна Васильевна – лаборант-исследователь
Ширяева Таисия Петровна – лаборант-исследователь

Контакты: 8 (499) 245-04-33, ivfrao@yandex.ru

Наиболее значимые публикации лаборатории:

Научные статьи:

1. Баранцев С.А., Чичерин В.П., Борисов Е.В., Мамышев Е.В. Динамика показателей спортивно-технической подготовленности студентов 1 курса основного отделения учебных групп ОФП со спортивной направленностью (баскетбол) // Вестник спортивной науки. – 2020. – №1. – С. 49-53.

2. Жуков О.Ф., Черкесова Е.В., Манкос В.Е. Совершенствование системы подготовки спортивного резерва по хоккею с мячом на региональном уровне // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. (ссылка)

3. Баранцев С.А. Домащенко В.С. Логачёва В.В., Чичерин В.П. Обоснование нормативов оценки показателей гибкости и выносливости студентов 1-3 курсов основного отделения // Science for Education Today. – 2019. – №5(9). – С.163-175. (ссылка)

4. Баранцев С.А. и др. Комплекс показателей педагогического контроля функционального состояния подростков 13-14 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №8. – С.27-34. (ссылка)

5. Баранцев С.А., Чичерин В.П., Найдёнова Е.Г., Бычкова Н.С. Особенности динамики показателей спортивно-технической подготовленности студентов 1-3 курсов основного отделения групп ОФП-волейбол // Вестник спортивной науки. – 2019. – №3. – С.50-53. (ссылка)

6. Баранцев С.А., Румянцев В.П. Оценка эффективности практических занятий дисциплины «Физическая культура» студентов 1 курса основного отделения учебных групп ОФП-футбол // Новые исследования. – 2019. – №3 (59). – С.52-56. (ссылка)

7. Васильева Р.М., Сонькин В.Д, Орлова Н.И., Пронина Т.С. Функциональное развитие детей 6-7 лет и энерговегетативные реакции их организма на стандартную физическую нагрузку // Новые исследования. – 2019. – №4(60). – С.70-79. (ссылка)

8. Жуков О.Ф. Экспертная оценка педагогических технологий с позиций здоровьесбережения // Новые исследования. – 2019. – №3(59). – С. 69-76. (ссылка)

9. Зайцева Г.А., Криволапчук И.И., Чичерин В.П. Алгоритм оперативного и текущего управления функциональным состоянием девочек–подростков в процессе обучения // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С.61-70. (ссылка)

10. Левушкин С.П., В.Д. Сонькин Сравнительный анализ физической подготовленности школьников различных регионов Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – №1. – С.66. (ссылка)

11. Лях В.И., Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Мировые тенденции развития системы физического воспитания в общеобразовательной школе // Наука и спорт: современные тенденции. – 2019. – №1. – С.12-19. (ссылка)

12. Козлов А.В., Сонькин В.Д. Инфракрасная тепловизионная диагностика подкожных термогенераторов несократительного теплообразования // Физиология человека. – 2019. – №6(45). – С.86-102. (ссылка)

13. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и первоклассников при выполнении информационной нагрузки различной степени напряженности // Экология человека. – 2020. – №3. – С.29-40. (ссылка)

14. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Особенности факторной структуры функционального состояния детей 9-10 лет // Физиология человека. – 2019. – №1(45). – С.37-48. (ссылка)

15. Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Мышьяков В.В., Чичерин В.П. Оценка влияния фактора анаэробной гликолитической работоспособности на функциональное состояние и эффективность когнитивной деятельности детей младшего школьного возраста // Human. Sport. Medicine. – 2019. – №2(19). – С.29-36. (ссылка)

16. Криволапчук И.И., Зайцева Г.А., Чичерин В.П., Носова Р.М. Особенности функционального состояния девочек-подростков 11-12 лет в зависимости от уровня аэробной и анаэробной работоспособности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №8. – С.121-129. (ссылка)

17. Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Криволапчук И.И. Влияние средств информатизации на физическую активность детей школьного возраста (обзор зарубежных исследований) // Новые исследования. – 2019 – №1(57). – С.5-14. (ссылка)

18. Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В. Динамика функционального состояния первоклассников в разные периоды учебного года // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №5. – С.138-148. (ссылка)

19. Криволапчук И.А., Герасимова А.А. Интегральные показатели функционального состояния детей 6-7 лет при физических нагрузках разной интенсивности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №8. – С.111-116. (ссылка)

20. Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Герасимова А.А., Криволапчук И.И. Некоторые аспекты физической активности детей в дошкольных учреждениях (обзор зарубежных исследований) // Новые исследования. – 2019 – №1(57). – С.64-75. (ссылка)

21. Криволапчук И.А., Герасимова А.А. Общность психофизиологических реакций на различные типы нагрузок у детей 6-8 лет // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №9. – C.139-146. (ссылка)

22. Криволапчук И.А., Герасимова А.А., Мышъяков В.В., Савушкина Е.В. Психофизиологические показатели детей 9-10 лет с разными анаэробными гликолитическими возможностями организма // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №8. – C.116-121. (ссылка)

23. Криволапчук И.А. и др. Умственная работоспособность учащихся начальной школы при разной организации режима физической активности // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – №6. – С.140-153. (ссылка)

24. Криволапчук И.А. Частота занятий физическими упражнениями как компонент физической нагрузки у детей 6-7 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №9. – С.134-139. (ссылка)

25. Криволапчук, И.И. Функциональное состояние девочек-подростков в условиях напряженной когнитивной нагрузки в зависимости от двигательной подготовленности/ И.И. Криволапчук, Г.А. Зайцева, Л.В. Макарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2019. – №9. – С.146-150. (ссылка)

26. Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Возрастные изменения физической подготовленности населения российской федерации по данным выполнения нормативов комплекса ГТО // Теория и практика физической культуры. – 2019. – №1. – С.89. (ссылка)

27. Орлова Н.И. и др. Особенности терморегуляционной функции кожи в ответ на локальные холодовые воздействия и физическую нагрузку у девочек-спортсменок 13-16-летнего возраста // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С.71-78. (ссылка)

28. Орлова Н.И., Васильева Р.М., Пронина Т.С., Сонькин В.Д. Особенности физического развития детей 6-7 лет г. Реутов Московской области // Новые исследования. – 2019. – №3(59). – С.12-22. (ссылка)

29. Пронина Т.С. и др. Термовегетативная реакция кожи на кратковременные холодовые и физические нагрузки у мальчиков 13-16 лет, занимающихся спортивным плаванием // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С.80-87. (ссылка)

30. Пронина Т.С., Васильева Р.М., Орлова Н.И, Сонькин В.Д. Характеристика семьи, питания и двигательных умений дошкольников 6-7 лет в г. Реутов Московской области (результаты анкетирования) // Новые исследования. – 2019. – №3(59). – С.23-29. (ссылка)

31. Пушкина Т.А., Левушкин С.П., Малахов М.И., Сонькин В.Д. Влияние курсового приема супероксиддисмутазы на параметры аэробной и анаэробной производительности квалифицированных спортсменов // Спортивная медицина: наука и практика. – 2019. – №1. – С.47-54. (ссылка)

32. Пушкина Т.А., Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Изменения анаэробной производительности спортсменов после 2 недель приема препарата супероксиддисмутазы из растительного сырья // Теория и практика физической культуры. – 2019. – №4. – С. 53. (ссылка)

33. Сонькин В.Д. Моторика, энергетика и состав тела у детей дошкольного возраста // Новые исследования. – 2019. – №1(57). – С.55-63. (ссылка)

34. Сонькин В.Д, Васильева Р.М., Орлова Н.И., Пронина Т.С. Результаты популяционного мониторинга физического состояния детей 6-7 лет в регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Физическое и функциональное развитие // Новые исследования. – 2019. – №3(59). – С.4-11. (ссылка)

35. Чернова М.Б., Герасимов М.М., Макарова Л.В. Шкалы оценки аэробной работоспособности детей 5-6 лет // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». – 2019. – №8. – С.251-255. (ссылка)

36. Чернова М.Б., Герасимов М.М., Макарова Л.В., Савушкина Е.В. Взаимосвязь психофизиологических реакций на различные типы нагрузок у детей 5-6 лет // Наука без границ. – 2019. – №10. – C.64-69. (ссылка)

37. Чернова М.Б., Баранцев С.А., Герасимов М.М., Савушкина Е.В. Информативные показатели общей физической работоспособности в структуре функционального состояния школьников 9-14 лет // Новые исследования. – 2019. – №2(58). – С.87-92. (ссылка)

38. Krivolapchuk I.A., Chernova The Factor Structure of the Functional State of Boys Aged 9-10 Years // Human Physiology – 2019. – №1(45). – P.30-39. (ссылка)

39. Kudryavcev M., Lyakh V., Jermakov S. et.all. Implementation of the inclusive learning model in the proces of Physical education of the students with Physical disabilities // Journal of Physical Education and Sport. – 2019. – Vol.19. – P.971-979. (ссылка)

40. Криволапчук И.А., Сухецкий В.К., Чернова М.Б. Функциональное состояние подростков при познавательной деятельности в зависимости от уровня аэробной мощности // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – №3(18). – С.16-29. (ссылка)

41. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Влияние факторов «интенсивность» и «объем» нагрузки на различные аспекты физического состояния детей 5-6 лет // Человек. Спорт. Медицина. – 2018. – №4(18). – С.27-34. (ссылка)

42. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде // Экология человека. – 2018. – №9. – С.18-26. (ссылка)

43. Krivolapchuk I.A., Chernova M.B. The Functional State of Children Aged 6-8 Years on Testing by Exposure to Different Types of Tension-Inducing Loads // Neuroscience and Behavioral Physiology, 2018. – №6(48). – P.747-757. (ссылка)

44. Krivolapchuk, I.A. et al. Functional State Of Modern Schoolchildren With Different Physical Working Capacity Level // 2018 International conference "Education Environment for the Information Age" (EEIA-2018) – P.334-340. (ссылка)

45. Васильева Р.М. Реография – неинвазивный метод исследования кровообращения у детей и взрослых: успехи и перспективы // Физиология человека. – 2017. – №2(43). – С.125-136. (ссылка)

46. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Функциональное состояние детей 6-8 лет при напряженных тестовых нагрузках различного типа // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2017. – №1(67). – С.165-179. (ссылка)

47. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Факторная структура функционального состояния мальчиков 13-14 лет // Физиология человека. – 2017. – №2(43). – С.43-55. (ссылка)

48. Криволапчук И.А., Мышьяков В.В. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет // Гигиена и санитария. – 2017. – № 8. – С. 759-765. (ссылка)

49. Криволапчук И.А., Чернова М.Б., Полянская Н.В. Факторная структура физической работоспособности детей 7-8 лет // Гигиена и санитария. – 2016. – №7(95). – С.636-642. (ссылка)

50. Сонькин, В.Д. Физиологические закономерности онтогенеза и их возможные приложения к теории физической тренировки // Физиология человека. – 2015. – №5(41). – С.125. (ссылка)

51. Криволапчук И.А. Факторная структура функционального состояния детей 5-6 лет // Физиология человека. – 2014. – №5(40). – С.48-56. (ссылка)

52. Баранцев С.А., Просянкин В.В. Особенности кинематической структуры метания малого мяча учащимися 7-8 лет в зависимости от пола // Теория и практика физической культуры, 2013. – №2. – С.59-61. (ссылка)

53. Криволапчук И.А. Функциональное состояние подростков с высокой и низкой стрессовой реактивностью при информационной нагрузке // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2014. – №3(64). – С.279-291. (ссылка)

54. Krivolapchuk I. A. Peculiarities of preschool aged boys’ and girls’ physical state // Medicina dello Sport. – 2014. – №2(67). – P.241-250. (ссылка)

55. Криволапчук И.А. Физическое состояние подростков с высокой реакцией на стресс // Физиология человека. – 2012. – №5(38). – С.31-42. (ссылка)

56. Криволапчук И.А., Чернова М.Б. Психофизиологические факторы готовности детей 6 лет к обучению в школе // Физиология человека. – 2012. – №3(38). – С.48-55. (ссылка)

57. Krivolapciuk I. A., Cernova M. B. Physical performance and psychophysiological reactivity of 7-8 year-old children to different types of exercise // Medicina dello Sport. – 2012. – №2(65). – P.173-185. (ссылка)

58. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности у мальчиков 13-14 лет в зависимости от темпов полового созревания // Физиология человека. – 2011. – №1(37). – С.85-96. (ссылка)

59. Криволапчук И.А. Эффективность использования физических упражнений для управления функциональным состоянием тревожных детей 6-8 лет созревания // Физиология человека. – 2011. – №5(37). – С.61-72. (ссылка)

60. Сонькин В.Д., Кирдин А.А., Андреев Р.С., Акимов Е.Б. Гомеостатический несократительный термогенез у человека: факты и гипотезы // Физиология человека. – 2010. – №5(36). – C.121-139. (ссылка)

61. Криволапчук И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности детей 5-6 лет и комплексная оценка физической работоспособности // Физиология человека. – 2009. – №2. – С.76-87. (ссылка)

62. Криволапчук И.А. Функциональное состояние детей 9-10 лет при напряженной информационной нагрузке и физическая работоспособность // Физиология человека. – 2009. – №6(35). – С.111-121. (ссылка)

63. Кузнецова О.В., Сонькин В.Д. Вегетативный тонус в звеньях респираторно-гемодинамической системы у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. – 2009. – №6(35). – C.94-102. (ссылка)

64. Левушкин С.П., Сонькин В.Д. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания // Физиология человека – 2009. – №1(35). – С.67-74. (ссылка)

Монографии и руководства:

1. Баранцев С.А., Домащенко В.С., Чичерин В.П. Общая физическая и спортивно-техническая подготовленность студентов. – М.: Русайнс, 2019. – 62 с. ISBN 978-5-4365-3572-2 (ссылка)

2. Иссурин В.Б., Лях В.И. Координационные способности спортсменов. – М.: Спорт, 2019. – 207 с. ISBN 978-5-907225-04-6 (ссылка)

3. Иссурин В.Б., Лях В.И. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов. – М.: Спорт, 2020. – 171 с. ISBN 978-5-907225-16-9 (ссылка)

4. Лях В.И. Развитие координационных способностей у дошкольников. – М.: Спорт, 2019. – 127 с. ISBN 978-5-906839-61-9 (ссылка)

5. Issurin V., Lyakh V. Coordination Abilities of Athletes. – Michigan, USA, 2019. – 148 p. ISBN 978-1796310832 (ссылка)

6. Баранцев С.А. Возрастная биомеханика основных видов движений школьников : монография. – М. : Советский спорт, 2014. – 304 с. ISBN 978-5-9718-0493-2 (ссылка)

7. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 368 с. ISBN 978-5-397-01708-4 (ссылка)

8. Копылов Ю.А., Кокова Е.И., Кудрявцев М.Д. Коррекция девиантного поведения учащихся школьного возраста средствами физической культуры и спорта. Монография. – Красноярск, Издательство: Красноярский государственный торгово-экономический институт, 2010. – 262 с. (ссылка)

9. Сонькин В.Д. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии / под ред. М.М.Безруких, Д.А.Фарбер. (Глава 1 в соавт.; Глава 2 в соавт.; Глава 11; Глава 12 в соавт.). – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. – 768 с. ISBN 978-5-9770-0358-2, 978-5-89395-925-3 (ссылка)

10. Son’kin V.D., Gutnik B.J., Tambovtseva R.V., Nash D. Ergometric Investigation of Work Capacity Ontogeny: Influence of Exogenic and Endogenic Factors // Advances in Medicine and Biology. – 2010. – Vol.1. – P.129-165. (ссылка)

Учебники и учебные пособия:

1. Баранцев С.А. Индикаторы эффективности физического воспитания студентов: учебное пособие. – М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. – 161 с. ISBN 978-5-00129-053-7 (ссылка)

2. Лях В.И. Физическая культура в школе. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. – 176 с. ISBN 978-5-09-073861-3 (ссылка)

3. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2020. – 272 с. ISBN 978-5-09-074268-9 (ссылка)

4. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. – М.: Просвещение, 2020. – 271 с. ISBN 978-5-09-074189-7 (ссылка)

5. Баранцев С.А., Домащенко В.С., Чичерин В.П. Физическая культура и спорт: самоподготовка. Учебное пособие для подготовки бакалавров всех специальностей. – М.: Издательский дом ГУУ, 2019. – 95 с.

6. Лях, В.И. Физическая культура: рабочие программы: 5-9-й классы: предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха: пособие для учителей общеобразовательных организаций (ФГОС). – М.: Просвещение, 2018. – 104 с.

7. Лях В.И. Физическая культура: 1-4-й классы : учебник для общеобразовательных организаций (Школа России. ФГОС) 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 176 с.

8. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций (ФГОС) ). – М.: Просвещение, 2018. – 256 с.

9. Лях В.И. Физическая культура: 1-4-й классы : учебник для общеобразовательных организаций (Школа России. ФГОС) 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 176 с.

10. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций (ФГОС). 5-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 256 с.

11. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных организаций (ФГОС). Базовый уровень 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 255 с. ISBN 978-5-09-047204-3 (ссылка)

12. Лях В.И. Физическая культура. 8-9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций (ФГОС). 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.

13. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 классы. Базовый уровень. Учебник (ФГОС). 3-е изд М.: Просвещение, 2016. – 255 с. ISBN 978-5-09-037718-8, 978-5-09-036434-8 (ссылка)

14. Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура. 8-9 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 128 с.

15. Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура. 1-2 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2014. – 96 с.

16. Петрова Т.В., Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петров С.С. Физическая культура. 5-7 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013. – 96 с. ISBN 978-5-360-03218-2 , 978-5-360-03773-6

17. Лях В.И. Физическая культура: тестовый контроль (10-11-й классы). Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 160 с. ISBN 978-5-09-019549-2 (ссылка)

18. Копылов Ю.А., Полянская Н.В., Петрова Т.В. Физическая культура. 3-4 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Издательский центр «Венана-Граф», 2011. – 112 с. ISBN 978-5-360-02777-5 (ссылка)

Методические пособия и рекомендации:

1. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников Виленского М.Я., Ляха В.И. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. – 104 с. ISBN 978-5-09-021674-6 (ссылка)

2. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ляха В.И. 10-11 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2020. – 79 с. ISBN 978-5-09-034577-4 (ссылка)

3. Баранцев С.А., Найдёнова Е.Г., Серёгина В.А., Терехова Н.В. Методические указания к практическим занятиям по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» для групп общей физической подготовки спортивной направленности (волейбол). – М.: Издательский дом ГУУ, 2019. – 29 с.

4. Лях В.И. Вопросы олимпийской подготовки за рубежом: реферативный библиографический бюллетень. Вып.1. – М.: Спорт, 2019. – 64 с. ISBN 978-5-907225-10-7 (ссылка)

5. Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ляха В.И. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 64 с. ISBN 978-5-09-068756-0 (ссылка)

6. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 175 с. ISBN 978-5-09-071175-3 (ссылка)

7. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 190 с. (ссылка)

8. Лях В.И. Физическая культура. Методические рекомендации. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2019. – 176 с. (ссылка)

9. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Система физического воспитания в образовательных учреждениях. Методические рекомендации и примерные комплексы упражнений. – М.: Арсенал образования, 2011. – 80 с. ISBN 978-5-91383-041-8 (ссылка)

10. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. – М.: Арсенал образования, 2011. – 144 с. ISBN 978-5-9138-3038-8 (ссылка)

© Институт возрастной физиологии РАО, 2003-2020, www.ivfrao.ru
Написать администратору сайта.