ЛАБОРАТОРИЯ ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Заведующий лабораторией Людмила Викторовна Макарова, к.м.н. 

Лаборатория продолжает традиции сектора школьной гигиены, с организации которого и началась история Института в 1944 г. Эти традиции были заложены известными отечественными гигиенистами – профессорами Н.А.Семашко, С.Е. Советовым, А.Г. Цейтлиным, П.М.Ивановским, Л.А.Сыркиным и др. В лаборатории трудились виднейшие специалисты в области школьной гигиены доктор мед. наук, профессор, член-корреспондент РАО М.В.Антропова и член-корреспондент РАО, доктор мед. наук, профессор, заслуженный деятель науки Л.А.Леонова.

М.В. Антропова одной из первых стала проводить широкие научные исследования в условиях естественного эксперимента. Результаты выполненных под ее руководством работ позволили установить закономерности динамики умственной работоспособности школьников в зависимости от разных факторов. Большой заслугой Меты Васильевны является гигиеническое обоснование условий обучения «шестилеток». Цикл работ М.В.Антроповой посвящен вопросам учебных перегрузок старшеклассников, оценке инновационных методов обучения школьников разных возрастных групп. Широкую известность получили ее работы по определению и стандартизации физического развития детей и подростков. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков на протяжении нескольких десятков лет проводились ею в разных городах и республиках СССР, в Москве и Московской области, а исследования в пос. Глухово Московской области, являлись продолжением наблюдений, начатых в 1879 – 1885 гг. Ф.Ф.Эрисманом.

Л.А.Леонова являлась основателем новых научных направлений по изучению здоровьесберегающих условий использования ПЭВМ в учебном процессе и формированию профпригодности подростков.

Лаборатория на протяжении всех лет занималась изучением самых актуальных проблем образования - исследованием физиолого-гигиенических основ формирования профессиональной пригодности подростков, гигиенической оценкой внешнего оформления учебников, гигиеническим обоснованием условий обучения школьников малокомплектных сельских школ, сравнительной оценкой различных педагогических систем – развивающего, индивидуально-дифференцированного и традиционного обучения. Лаборатория стояла у самых истоков разработки здоровьесберегающих технологий использования компьютеров в учебно-воспитательном процессе школьников и детей дошкольного возраста. Все эти направления остаются в центре внимания лаборатории и в настоящее время.

За годы работы лаборатории издано более 40 монографий и опубликовано более 1000 научных статей.

С 2008 г. лабораторией руководит кандидат мед. наук Людмила Викторовна Макарова.

Исследования лаборатории направлены на сохранение здоровья детей и подростков и повышение эффективности педагогического процесса.

Основные направления исследований на 2016 г.

- Физическое и психическое здоровье детей и подростков:

- Учебная, внеучебная нагрузка, режим дня и состояние здоровья учащихся основной школы, занимающихся в условиях введения ФГОС;

Лаборатория занимается также воспитанием квалифицированных научных кадров, распространением результатов исследований с помощью публикаций в специальных и научно-популярных изданиях, выступлений с докладами на научно-практических конференциях, съездах, симпозиумах. Сотрудники лаборатории участвуют в экспертизе и обсуждении нормативных документов, оказывают научно-методическую и практическую помощь органам народного образования, школам, дошкольным учреждениям по вопросам рациональной организации учебного процесса с точки зрения возрастной физиологии и школьной гигиены, консультирует родителей.