Этапы развития

Умерла выдающийся видный ученый-гигиенист, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Мета Васильевна Антропова


        Мета Васильевна родилась 16 января 1915 года в городе Саратов. В 1938 г. окончила Ι Московский ордена Ленина медицинский институт и аспирантуру при кафедре школьной гигиены этого же института в 1941 году. В период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) исполняла обязанности Государственного санитарного инспектора в Чермезском районе Пермской области. Мета Васильевна относится к поколению наших соотечественников, которым пришлось испытать на себе все тяготы гражданской и Великой Отечественной воин. В своей профессиональной деятельности ей довелось сотрудничать с такими выдающимися учеными, как А.В.Мальков, П.М. Ивановский, Л.А. Сыркин. С момента образования института в 1945 г. и по настоящее время М.В.Антропова работает в Институте возрастной физиологии РАО, она старейший сотрудник Института возрастной физиологии РАО, она старейший сотрудник института.

      Получив степень кандидата, а затем доктора медицинских наук, она в 1968 г. избрана членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР. Под руководством Меты Васильевны создана научная школа, долгие годы она была бессменным председателем ученого совета по защите диссертаций. Руководимое ею подразделение сотрудников института разрабатывало основные направления школьной гигиены, касающиеся вопросов регламентации режима для школьников, учебных нагрузок, гигиенических требований к проектированию и строительству школ, учебной мебели, нормированию общественно-полезного и производительного труда учащихся и многие другие актуальные проблемы. Мета Васильевна – автор более 500 научных трудов, часть из которых переведена на иностранные языки. Ее монографии, удостоенные премий АПН СССР, стали настольными книгами нескольких поколений студентов, педагогов, врачей-гигиенистов.

      М.В. Антропова – одна из основоположников проведения широких научных исследований в условиях естественного эксперимента. Результаты выполненных под ее руководством работ позволили установить закономерности динамики умственной работоспособности школьников в зависимости от определяющих ее факторов.

      Большой заслугой Меты Васильевны является гигиеническое обоснование условий обучения «шестилеток». Цикл работ М.В.Антроповой посвящен вопросам учебных перегрузок старшеклассников, оценке инновационных методов обучения школьников разных возрастных групп. Широкую известность получили ее работы по определению и стандартизации физического развития детей и подростков. Динамические наблюдения за физическим развитием детей и подростков на протяжении нескольких десятков лет проводились ею в разных городах и республиках СССР, в Москве и Московской обл., а также в пос. Глухово Московской обл., являясь продолжением наблюдений, начатых в 1879 – 1885 гг. Ф.Ф.Эрисманом. Изучение физического развития детей и подростков 90-х годов при непосредственном участии и под руководством М.В. Антроповой остается весьма актуальным вследствие серьезных социально-экономических процессов, происходящих в России.

      Многие научные исследования, проведенные М.В. Антроповой и сотрудниками руководимого ею сектора, легли в основу официальных руководящих материалов Министерств просвещения СССР и РСФСР, здравоохранения СССР, Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров по медицинскому обслуживанию школьников, режиму дня и гигиеническому нормированию учебных занятий, общественно полезного и производительного труда учащихся в промышленном и сельскохозяйственном производствах: ГОСТ – "Парта школьная" (1951), ГОСТы на 21 предмет спортивного оборудования и инвентаря для школ (1965), ГОСТы на "Ученические столы" и "Парты школьные" (1964. 1971. 1972. 1973), столы ученические лабораторные (1973), столы демонстрационные (1973), "Гигиенические требования к проектированию парт, ученических столов и стульев к ним" (1958), "Гигиенические требования к школьным ученическим ручкам с автоматической подачей чернил" (1960), "Гигиенические требования к проектированию и строительству школ, школ-интернатов и школ продленного дня" (1963), "Санитарный режим школ и учебных корпусов школ-интернатов" (1962), Инструктивно-методические письма о пользовании ученической мебелью и другие (1973, 1975, 1980, 1996, 1998).

      В результате комплексной работы были составлены гигиенические требования к полиграфическому оформлению учебников, вошедшие в ТУ на издание книг (1972), а также «Санитарные правила по оформлению школьных учебников» (1976). Неоценимую помощь в координации научных исследований разных институтов и подразделений М.В. Антропова оказала, работая председателем Проблемного совета по гигиене обучения и воспитания при АПН СССР и сопредседателем Проблемного совета «Здоровье и школа» при АПН и АМН СССР. Страстность, увлеченность делом, честность, необыкновенная целеустремленность, большая работоспособность, глубокие знания и преданность делу охраны здоровья школьников помогли М.В. Антроповой стать одним из ведущих специалистов в области гигиены детей и подростков. За активную, плодотворную научно-практическую и общественную деятельность М.В.Антропова награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», грамотой Верховного Совета РСФСР, медалью «К.Д. Ушинского», значками «Отличник просвещения РСФСР» и «Отличник просвещения СССР». За заслуги в разработке проблем школьной гигиены, создании научной школы, воспитании и подготовке научных кадров М.В. Антроповой присвоено звание "Заслуженный деятель науки".


      Мета Васильевна Антропова была для нас и величайшим авторитетом, и наставником, и образцом творческого отношения к Науке в интересах родной страны.  


Светлая о ней память.

Сотрудники института.  


      Дата рождения: 16.01 1915
      Дата смерти: 22.03.2011