История института

История института

Институт был создан в 1944 году в Москве в системе Академии педагогических наук РСФСР по инициативе и под руководством первого наркома здравоохранения Н.А.Семашко с целью научного обеспечения охраны здоровья детей, гигиенических исследований в общеобразовательных школах, детских домах, детских садах, специализированных и внешкольных учреждениях в послевоенное время. 

Николай Александрович СемашкоНажмите, чтобы увеличить
Николай Александрович СемашкоАкоп Арташесович Маркосян
 

С момента основания Институт становится ведущим научным центром, осуществляющим комплексные междисциплинарные теоретические и прикладные исследования в области возрастной физиологии и морфологии, школьной гигиены и физического воспитания детей, подростков и юношества, непосредственно направленные на совершенствование образовательной деятельности учебных учреждений, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Более 20 лет (с 1949 по 1972 год) Институтом руководил действительный член АПН СССР, профессор А.А.Маркосян. За это время в Институте были заложены основы систематического изучения морфофизиологического развития детей и подростков, разрабатывались актуальные проблемы физиологии, морфологии и биохимии. С 1949 года в Институте на первый план, наряду с проблемами школьной гигиены, были выдвинуты проблемы физического воспитания детей и подростков. Тогда же в Институте широко развернулись исследования в области возрастной физиологии с целью создания естественнонаучных основ педагогической науки.

В 50-е годы впервые было проведено изучение влияния учебной нагрузки в школах и классах с углубленным изучением ряда предметов. В 60-е годы в Институте развернулись первые исследования функционального развития ребенка и познавательной деятельности в сочетании с исследованием морфологии мозга.

Коллектив 1946

Коллектив Института в 1946 г.

 1-й ряд: А.Г.Цейтлин, А.Н.Рубакин, Ю.П.Фролов, Н.А.Семашко, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, Г.П.Сальникова, А.Н.Кабанов

 2-й ряд: С.Д.Израилович, Л.Б.Нимен, П.М.Ивановский, Э.Г.Кайлун, В.В.Ефимов, Н.В.Иванов,  Сухоребский, В.И.Пузик

 3-й ряд: О.В.Флеров, В.К.Вермишев, В.Г.Крайнев, А.А.Харьков, А.Г.Иванов-Смоленский

 4-й ряд: 1-я - Г.К.Торопова, 6-й - И.Л.Фрейдин, 7-я - М.В.Антропова, 8-й - А.Е.Заец и др.

Profs_1968.jpg

Профессора М.В. Антропова и Г.П.Сальникова обсуждают планы работ. Москва, 1968 г.

Научная деятельность Института имела большое значение для совершенствования школьных учебных планов и программ, разработки рациональных и адекватных функциональным возможностям учащихся содержания и методов обучения и воспитания, для научного обоснования мер по укреплению здоровья, построения гигиенически целесообразного режима для детей школьного возраста, определения уровня допустимых умственных и физических нагрузок.

Uch_sov.jpg

Заседание ученого совета.

Слева направо: В.И.Козлов, Д.В.Колесов, А.А.Бодалев, А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова.

С 1974 по 1982 гг. Институтом руководила действительный член РАО А.Г.Хрипкова. В этот период значительно повысился научно-методический уровень проводимых в Институте работ. Современное научное оборудование обеспечило возможность исследования различных функций организма в процессе адаптации к учебным и физическим нагрузкам. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза.

В 70-е годы впервые была осуществлена телеметрическая регистрация параметров сердечного ритма и дыхания в процессе учебных занятий. Впервые проведенное лонгитюдное исследование позволило получить данные о возрастных особенностях развития сердечно-сосудистой, нейроэндокринной, мышечной и других систем у детей и подростков от 7 до 17 лет. Были выполнены комплексные системные исследования физиологии развития детей на разных этапах онтогенеза. В эти же годы разработаны основы теории и методики физического воспитания в школе и спортивной тренировки детей и подростков.

Академик Хрипкова Антонина ГеоргиевнаАкадемик Колесов Дмитрий Васильевич

Академик
Хрипкова Антонина Георгиевна

Академик
Колесов Дмитрий Васильевич

 С 1982 по 1996 гг. под руководством действительного члена РАО Д.В.Колесова расширились научно-исследовательские программы, направленные на укрепление связей Института с практическими потребностями современной школы, расширены исследования проблем охраны здоровья детей и подростков, создания оптимальных условий обучения детей с 6 лет, нормирования физических и умственных нагрузок, профилактики наркотизма и полового воспитания школьников.

В 80-е годы впервые были определены физиологические основы стадий полового созревания у мальчиков и девочек; определенны возрастные границы и возрастные критерии каждого этапа полового созревания. 90-е годы - период широкого использования в практике образования результатов научных исследований, накопленных за предыдущие годы. Наряду с публикацией научных монографий вышли в свет и научно-популярные книги для педагогов и родителей.

В 1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя

В  1977 г. Институт получил переходящее Красное Знамя.

В президиуме: А.В.Петровский, М.В.Антропова.

Знамя получают: директор А.Г.Хрипкова, Л.А.Леонова, В.И.Чемоданов


Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

Открытие Всесоюзной конференции по физиологии детей и подростков. Москва, 1977 г.

На трибуне – директор Института А.Г.Хрипкова. Председательствующий – Г.А Илизаров


В разные годы в Институте работали такие выдающиеся ученые, как А.А.Бирюкович, Г.П.Богданов, А.А.Гуминский, В.В.Зайцева, Ю.Ф.Змановский, П.М.Ивановский, А.Н.Кабанов, Р.А.Калюжная, Д.В.Колесов, И.А.Корниенко, А.И.Клиорин, В.И.Козлов, М.М.Кольцова, С.А.Косилов, З.И.Кузнецова, Т.Д.Кузнецова, Б.С.Кулаев, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон, Б.А.Никитюк, Г.П.Сальникова, Л.К.Семенова, С.Е.Советов, Л.А.Сыркин, В.С.Фарфель, В.И. Филиппович, А.Г.Хрипкова, А.Г.Цейтлин, В.И.Чемоданов и многие другие.

Марьяна Михайловна Безруких

Марьяна Михайловна
Безруких

С 1996 г. Институтом руководит Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования.

Научные исследования М.М.Безруких позволили вскрыть механизмы формирования школьных трудностей, и на этой основе разработать спектр практически важных методик их диагностики, раннего прогнозирования и коррекции.

Принципиально новым является направление разработок М.М. Безруких и ее школы по методике индивидуальной подготовке детей к школе и особенностям обучения леворуких, медлительных, гиперактивных, часто болеющих детей, обучающихся в массовой школе. Результаты этой работы широко используются в практике образования.

М.М.Безруких – автор более 350 публикаций, в том числе соавтор монографий, учебников и учебных пособий, среди которых: «Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста», «Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам», «Физиология подростка», «Нормализация учебной нагрузки», «Физиология развития ребенка» и учебников: «Психофизиология ребенка», «Возрастная физиология».

Проблемные детиТрудности обучения в начальной школеРебенок идет в школуРебенок-непоседаГотов ли ребенок к школе?Знаете ли Вы своего ученика?Леворукий ребенок в школе и домаЛеворукий ребенокПочему учиться трудно?Прописи для первокласниковОбучение письмуПрописи. Линии и буквыПрописи. Буквы и слогиПрописи. Слоги и словаПрописи. Слова и фразы

Авторские спецкурсы «Трудности обучения в начальной школе», «Здоровьесберегающая организация учебного процесса», «Психофизиология школьных трудностей», «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса», «Дифференциальная психофизиология» создали целое направление работы по переподготовке специалистов педагогических и психологических специальностей.

Более 50 книг, таких, как «Проблемные дети», «Ребенок идет в школу», «Леворукий ребенок в школе и дома», «Обучение письму» и многие другие помогают педагогам и родителям в воспитании и обучении детей. 

В настоящее время Институт возрастной физиологии РАО представляет собой уникальное и единственное в мире научное учреждение, обладающее опытом комплексных многолетних исследований развития ребенка на системном уровне, располагающее широкой информационной и экспериментальной базой, новейшими компьютерными технологиями ведения экспериментальных исследований. 

В Институте сложились традиции междисциплинарных исследований проблем развития ребенка, актуальных для системы образования как общефедерального, так и регионального уровня. В нем созданы и активно развиваются научные школы, объединяющие специалистов в области нейро- и психофизиологии, эндокринологии, физиологии мышечной деятельности, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, возрастной анатомии, гистологии и антропологии, биохимии, психоневрологии, педиатрии, психиатрии, а также школьной гигиены и физического воспитания. 

Заседание Ученого совета Института
Заседание Ученого совета Института

В Институте долгие годы плодотворно работают академики РАО М.М.Безруких, Д.А.Фарбер, члены-корреспонденты РАО М.В.Антропова, Н.В.Дубровинская, Л.А.Леонова, доктора и кандидаты наук С.А.Баранцев, Т.Г.Бетелева, Н.В.Дубровинская, И. А Козлов, И.А. Криволапчук, В.И.Лях, Р.И.Мачинская, В.П.Рыбаков, Н.Б.Сельверова, В.Д.Сонькин, Р.В.Тамбовцева, А.Н.Шарапов, А.М.Шлемин, Т.А.Цехмистренко.